МУРМАНСКИЙ МОТО ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МУРМАНСКИЙ МОТО ФОРУМ » УПРАВЛЕНИЕ МОТОЦИКЛОМ » ТЕОРИЯ " КОЗЛЕНИЯ "


ТЕОРИЯ " КОЗЛЕНИЯ "

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.motoforum.ru/poleznoe/1/4.html

Иван КСЕНОФОНТОВ, рисунки Сергея Постнова
 
  Освоившись с управлением мотоцикла в городе и при различных "отягчающих" обстоятельствах (дождь, ветер, темнота), можно покататься в свое удовольствие. Или продолжить совершенствовать мастерство вождения.

ЗАТОРМОЗИТЬ -- НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ Вырабатывать спортивные навыки имеет смысл только после того, как вы научитесь в седле полностью контролировать ситуацию, просчитывать свои действия и предусматривать всевозможные ситуации на дороге на несколько ходов вперед. И начинать я бы посоветовал с торможения. Вы полагаете, что научившись ездить по городу, вы умеете и тормозить: нажал рычаг (педаль) -- остановился. Но экстренное торможение на большой скорости -- совсем другое. Неопытный мотоциклист, неожиданно столкнувшись с опасностью, жмет на тормоза изо всей мочи. Если у вас современный зарубежный аппарат, то ничего не стоит на нем перевернуться через переднее колесо. На мотоцикле попроще, скорее всего, при этом заблокируется заднее колесо и оно будет скользить по дороге (как говорят, пойдет юзом). Такое торможение, во-первых, малоэффективно: тормозной путь получается длиннее, чем в случае с незаблокированным колесом (испытания показали, что минимальный тормозной путь получается при 15--20-процентном проскальзывании колес). А во-вторых, оно чревато непредсказуемым заносом и падением. При обучении навыкам экстренного торможения следует прежде понять особенности торможения только передним и только задним колесом. Хотя на практике ими тормозят одновременно. Тренировать себя нужно двояко: вырабатывать "чувство педали" и развивать способность держать равновесие с заблокированным задним колесом. Но прежде всего научитесь определять момент, когда колесо блокируется. "Чувство педали" заключается в умении нажимать на нее так, чтобы не возникло юза. Если дорожное покрытие скользкое из-за песка, воды, снега или льда, учитесь "прерывистому" торможению, нажимая на педаль (и блокируя колесо), а затем отпуская ее. Не успокаивайтесь до тех пор, пока не сможете повторять торможение 2--3 раза в секунду.

http://www.motoforum.ru/images/stati/1/k1.jpg
Поворот с юзом заднего колеса.
Обратите внимание: руль повернут в сторону заноса.

ИДУ НА ЮЗ...
Параллельно с "чувством педали" научитесь удерживать мотоцикл с заблокированным задним колесом. Тренироваться лучше на ровной асфальтовой площадке, сухой и без песка. В противном случае юз будет неравномерным, что усложнит задачу. Некоторые возражают: мол, жалко резину. Конечно, жалко, но жизнь-то дороже!
Естественно, начинать нужно на небольшой скорости, километров 15--20 в час. Первое упражнение -- юз по прямой. Сначала на несколько метров, потом -- до полной остановки. Усложнение задачи -- юз с поворотом. Положите на площадку какой-либо предмет (лучше всего -- покрышку) и постарайтесь обогнуть его, повернув на 90 градусов, с заблокированным задним колесом. Затем еще усложните упражнение -- в конце не останавливайтесь, а, дав "газ", проезжайте дальше. Действия рулем: сначала поверните его в сторону предполагаемого дальнейшего движения, а позже, во время юза, -- в противоположную. Иначе говоря, как и в случае возникновения заноса на скользкой дороге. Освоившись с поворотом в обе стороны, можете себя поздравить с приобретением первых спортивных навыков.
Наиболее эффективное торможение -- обоими колесами одновременно, причем роль переднего -- важнее. Специальных упражнений по торможению только передним тормозом нет, а фотографии "стоящих колом" на передних колесах аппаратов -- просто эффектный кадр, а не действительно полезный на дороге навык. А вот что действительно важно, так это "чувство рычага": не допускайте ни при каких обстоятельствах блокировки переднего колеса. В противном случае избежать падения не удастся.

ДО БУКСА -- ОДИН ШАГ
Другая крайность, при которой тоже отсутствует сцепление колеса с дорогой, -- пробуксовка заднего колеса. Создают этот эффект те же факторы, что и юз, -- снижение коэффициента сцепления шины с дорогой, покрытой водой, снегом, льдом, грязью или песком. А как влияет на торможение изношенная покрышка или неудачный рисунок ее протектора? Подчас от юза до пробуксовки один шаг, например, -- на разлитом битуме. На жаре он плавится и становится скользким, как лед. Здесь резкое прибавление газа, равно как и торможение, ведут к снижению сцепления колеса с дорогой. Если попадете в такую ситуацию, старайтесь не дергать рулем и управлять мотоциклом плавно, без изменения скорости. Очень пригодится полученный на тренировках навык по удержанию равновесия. Но об этом чуть позже.
Возникает пробуксовка и при достижении высокой мощности мотора. Не радуйтесь, когда от поворота ручки "газа" колесо начинает бешено вращаться. Мощность полезна лишь тогда, когда она может быть реализована по прямому назначению. Собственно пробуксовка хороша только в двух случаях: при специфическом "гаревом" прохождении поворотов, когда нужно "сломать" мотоцикл, и при развороте его по минимальному радиусу вокруг ноги. Поговорим о последнем поподробнее, поскольку такой навык может пригодиться, особенно, если ваш аппарат -- эндуро.

http://www.motoforum.ru/images/stati/1/k2.jpg
Разворот на месте с буксом заднего колеса. Нога отведена вперед и в сторону, мотоцикл сильно наклонен.

КАРУСЕЛЬ
Это упражнение выполняется только в положении полной (или почти полной) остановки. Снимите с подножки ту ногу, что внутри поворота, и поставьте ее как можно дальше вперед и в сторону. Поверните руль в сторону поворота, перенесите вес тела на эту ногу, встав с сиденья, сильно наклоните мотоцикл, удерживая его только за руль. "Газом" и пробуксовкой при помощи сцепления сорвите заднее колесо в букс. Ваш аппарат при этом будет стремиться еще больше завалиться и уйти задним колесом в сторону, противоположную наклону. Начинается самая сложная часть упражнения -- когда необходимо управиться сразу с несколькими вещами. "Газом" и сцеплением поддерживайте нужные обороты двигателя, чтобы пробуксовка не прекратилась. Сохраняйте, удерживая мотоцикл за руль, нужный угол наклона. Чем больше наклон мотоцикла, тем меньше радиус поворота, и наоборот. Здесь еще нужно учитывать, что требуемый угол наклона мотоцикла определяется дорожным покрытием: на асфальте он больше, чем, скажем, на траве. Рулем направляйте мотоцикл по желаемой траектории. Очевидно, что чем больше руль повернут в сторону поворота, тем меньше радиус поворота. На деле это упражнение не такое уж сложное. Только примите совет: тренируйтесь вдали от чужих машин, домов, столбов и пр.
В остальных случаях пробуксовка вредна, потому что не позволяет реализовать мощность двигателя и снижает управляемость. Всякий раз, когда возникает, от нее нужно поскорее избавляться -- либо уменьшив "газ", либо загрузив заднее колесо перемещением корпуса назад -- оттяжкой. А если, как говорят, по жизни, то избавиться от пробуксовки несложно, и специальных тренировок для этого не требуется.

http://www.motoforum.ru/images/stati/1/k3.jpg
Оттяжка помогает избавиться от пробуксовки.

А МЕДЛЕННО -- СЛАБО?
В конечном счете, вся премудрость управления мотоциклом сводится к удержанию равновесия. Почему мотоциклист падает? Потому что он не может перемещением корпуса скомпенсировать изменение центра тяжести в системе водитель--мотоцикл, произошедшее под действием каких-либо сил: центробежных, инерции, веса и т. д. или других факторов. Выработка чувства равновесия начинается у человека с раннего детства с ходьбы пешком и езды на велосипеде. Садясь на мотоцикл, вы и не подозреваете, что большинство простейших навыков у вас уже сформировалось. Однако их может быть недостаточно, чтобы суметь удержать аппарат на очень малой скорости, на скользких или песчаных участках дороги или при заносе. Этому нужно тренироваться специально, развивая чувство равновесия.
Бесспорные авторитеты в области равновесия -- триалисты. К сожалению, их мотоциклы слишком специфичны, и упражнения на дорожных мотоциклах в большинстве просто невыполнимы. Тем не менее, некоторые из них в свой арсенал взять можно. Например -- "узкую змейку". По сути, это та же фигура, которую вы тренировали перед экзаменом в ГАИ, только расстояния между стойками-ограничителями уменьшены до предела. (Напоминаю: исходное расстояние между стойками -- 3 метра.) Проезжайте фигуру на минимальной, какую только можете держать, скорости, используя полный диапазон угла поворота руля (но не касаясь упоров!). Естественно, сцепление должно быть полувыжато, "газом" поддерживайте средние обороты мотора, а задним тормозом не давайте мотоциклу разгоняться. Балансируя корпусом, а также отводя в сторону колени, добейтесь "чистого" (то есть без касания ногами) проезда фигуры. Одновременно, с ростом вашего мастерства, сближайте ограничители. Умение проехать фигуру стоя на подножках показывает, что с равновесием у вас все в порядке.
Осваивая "узкую змейку", мы подошли к еще одному упражнению -- "медленной езде". Это излюбленная дисциплина на многих мототуристских и байкерских слетах, и она требует от водителей немалого мастерства. Во время тренировок сначала пытайтесь проехать медленно несколько метров в произвольную сторону, позже ограничьте направление движения коридором шириной 2--2,5 метра. Уверен, во время тренировки у вас будет получаться "замирание" на месте на несколько секунд. В то же время вы убедитесь, как это непросто.

http://www.motoforum.ru/images/stati/1/k4.jpg
"Козление" за счет использования динамики аппарата.

БЕРЕГИТЕ ФОНАРИ
Езда на заднем колесе (обычно называемая "козлением") не преследует никаких других целей, кроме игры на публику. Что еще можно продемонстрировать на мотоциклетной тусовке! Все остальные упражнения, кроме разве разворота вокруг ноги, не столь эффектны.
Навыки "козления" весьма специфичные. Чтобы проехать на одном заднем долго и далеко, лучше поднимать переднее колесо на малой скорости, но во время динамичного ускорения. Небольшой "ход" нужен только для того, чтобы стабилизировать мотоцикл: стоять он должен идеально ровно и ехать прямо.
У спортбайков и аппаратов с двигателями мощнее 50 л. с. переднее колесо легко поднимается только с "газа", причем не только на первой и второй передачах. На "совкоциклах" проблем побольше, а оппозиты вообще "закозлить" невозможно. Прибавляйте "газ" с выжатым сцеплением (его рычаг желательно перемещать двумя пальцами, чтобы остальными увереннее держать руль). До какой степени "раскручивать" мотор, зависит от модели мотоцикла: если это "Минск" или "Восход", "крутить" надо "на все деньги". У более мощных "Яв" и "Ижей" достаточно использовать только часть скоростного диапазона.

http://www.motoforum.ru/images/stati/1/k5.jpg
Мотоциклист "поймал угол".

Следующее действие -- резко отпускайте рычаг сцепления. В этот момент переднее колесо начинает подниматься. Теперь главное -- не растеряться и вовремя начать закрывать "газ", иначе аппарат перевернется и уедет из-под вас. В таком положении бывает трудно, а порой невозможно сбросить "газ": ведь чтобы это сделать, ручку нужно повернуть вперед, превозмогая силы инерции и веса водителя. Нередко складывается картина, когда горе-козлист болтается сзади мотоцикла, как флаг, а затем оба шмякаются на асфальт. Поэтому, повторяю, очень важно суметь вовремя закрыть "газ". Если же почувствуете, что мотоцикл выходит из-под контроля, начинает переворачиваться, заваливается набок или едет в сторону, немедленно нажмите на задний тормоз. Это "лекарство" помогает сразу, в то время как одного сброса "газа" бывает недостаточно.

http://www.motoforum.ru/images/stati/1/k6.jpg
Выйти "в угол" мешают глушители, но можно ехать и в таком положении.

Если "газ" сбросить слишком рано, невозможно будет "поймать угол" и проехать сколько-нибудь долго на заднем колесе. Выражение "поймать угол" означает, что мотоцикл и водитель находятся в таком положении, когда результирующая сил веса и инерции, проведенная из центра тяжести системы, проходит через точку контакта заднего колеса с дорогой. Такое положение довольно устойчиво, и искусные водители могут проехать довольно далеко, изменяя скорость и переключая передачи (согласно "Книги рекордов Гиннесса" японец Я. Кудо проехал без остановки 331 километр!). Как "поймать угол", рассказать невозможно -- это нужно почувствовать самому, к тому же у каждого мотоцикла есть свои особенности. Впрочем, не на всех мотоциклах возможно "поймать угол" из-за выступающего глушителя. Хорошо, когда трубы две (на "Явах", "Иж-Юпитерах", старых "Восходах") -- мотоцикл может ехать, опираясь на них. На однотрубных моделях ("Совы", "Иж-Планеты") -- учтите это! -- после касания асфальта трубой аппарат заваливает вбок. На эндуро и спортбайках "козлению" препятствует разве что касание дороги задним фонарем...
Подводя итог, скажу, что если у кого не получается "козление" или просто жалко мотоцикл, не расстраивайтесь! В конце концов, это только показуха, а для безопасной и техничной езды гораздо полезнее тренировать равновесие или другие спортивные навыки. Но поговорим о них мы уже в следующий раз.

   Статья из журнала "Мото"

0

2

СТАТЬИ - Руководство по козлению.
          Козление это неотъемлимая часть мотоциклетного опыта. В следующих абзацах вы
          найдете тщательно подобранную информацию о козлении, которую больше пяти минут
          собирал трюкач, известный всему миру, ФаззиГну (PhuzzyGnu).

С удовольствием размещу Ваши статьи и истории.
         







 
  Часть первая. Преодоление умственных барьеров.
     Возможно, одним из самых сложных аспектов козления это страх "Разбить Твою Задницу" (Busting Your Ass, BYA), как называют это ученые. Это очень реальное и вероятное явление, связанное с козлением, другими трюками и мотоциклами в целом. Вот несколько подсказок:
     1. Начинай с малого. Ты не Гарри Ротвел, и, возможно, никогда им не станешь. Так что не спеши, пока не поймешь, что ты готов.
     2. Никогда не путай свои намерения со своими возможностями. Смотри пункт один.
     3. Одевай защиту. Я всегда надеваю шлем, перчатки, боты, куртку, защиту спины при езде. На самом деле, стоит одеваться полностью в кожу. Если ты не надел все эти вещи, и у тебя не удалось козление, ты станешь зарубцованным, деформированым и непривлекательным для противоположного пола.
Часть вторая. Оборудование.
     Для козления вам прежде всего необходим мотоцикл. Подойдет любой. Лично у меня есть друг, который поднимает на заднее колесо свой ГолдВинг. Для простоты я предположу, что вы водите спортбайк , хотя процесс одинаков для любого байка. Хорошо подходят для козления кроссачи, потому что на них дешево падать. В этом отношении удобно также брать мотоциклы у друзей. Вот вопросы, которые нужно задать своему байку:
     1. Ты в хорошей форме?
     2. У тебя легко крутится ручка газа?
     3. У тебя хорошо работает сцепление?
     4. У тебя работает задний тормоз на случай спасения моей задницы? Если есть хотя бы один отрицательный ответ, вы должны найти новый мотоцикл. Если ваш мотоцикл не отвечает, не беспокойтесь, они обычно жуткие молчуны.
Часть третья. Где мне учиться козлить?
     Учитесь там, где вы можете быть идиотом на мотоцикле, и никто не будет этому возражать. Также, поищите хороший асфальт и полное отсутствие полиции (смотри часть четвертую). С другой стороны, козлить удобно перед школьницами и перед больницами.
Часть четвертая: Кто ненавидит козление.
     Копы ненавидят козление. Оно вызывает в них первобытную реакцию. Они в вас книжкой бросят. Это может называться "ошибкой в управлении" или "не справился с управлением" или "непристойный старт из стоячего положения" или "демонстрация ускорения". НЕ КОЗЛИТЕ ПЕРЕД КОПАМИ. Мамаши также не любят козление. С другой стороны, дети (особенно мальчики) любят козление. Большинство девушек тоже, хотя они обычно в этом не признаются. Лучше всего козлить для девушек при любой возможности. Если вы - девушка, козлите все время. Не стоит даже говорить, что парни любят козление, и девушка, поднимающая мотоцикл на дыбы, может заставить делать большинство мужчин все что угодно.
Часть пятая. Выжимать или не выжимать сцепление?
     Если ваш мотоцикл имеет большую мощность и/или маленький вес, вам не нужно сцепление, вы можете поднять переднее колесо просто тягой. GSXR-750, Bandit 1200, Blackbird (мой мотоцикл), TL1000, VTR1000, R1, ZX-9 и многие другие байки с кучей момента и не слишком тяжелые, можно поднять просто сильно или не-слишком-сильно откручивая газ. Резко закройте и откройте газ, и переднее колесо поднимется в воздух. Другие байки требуют использования сцепления (рычаг на левой части руля). Я предполагаю, что если в вашем байке достаточно мощи, вам моя помощь не нужна.
Часть шестая. Это повредит моему байку?
     Правильно исполненное козление не вредит ни байку, ни сцеплению. Используйте малые обороты и моменты для козления. Козление на маленьких скоростях легче контролировать. Неправильно исполненные козления вредят цепям, обтекателям, сальникам вилок, раме и вам лично.
Часть седьмая. Что если все пошло неправильно?
     Если все пошло неправильно, вы с надеждой нащупываете задний тормоз, давите его, и перед шлепается вниз, кроша ваши яйца об бак (если вы парень) или (если вы девушка) кроша те мистические части. Если все пошло ДЕЙСТВИТЕЛЬНО неправильно, и вы или не нащупали задний тормоз или совсем его упустили (такое случается), байк саморасшвыряется на множество дорогих кусочков с примерно полутораметровой высоты. Он может также приземлиться на вас. Попробуйте упасть в сторону. Если вы не носите защиту, вы попадете в мир боли, даже с тридцати км в час. В защите тоже может быть больно, понятно?
Часть восьмая. Козление.
     Прочитав все вышесказанное, вы готовы попробовать закозлить. Вкратце, нужно сделать следующее.
     1. Нащупать задний тормоз. Он остановит вас от переворота, если вы зайдете слишком далеко.
     2. Разгонитесь на четверти газа до 30-40 км/ч.
     3. Выжмите сцепление.
     4. Добавьте газа.
     5. Отпустите сцепление.
     Шаги 2-5 делаются практически одновременно.
     Шаг 1 - Задний тормоз спасет вашу задницу от переворота. До тех пор, пока вы не станете профессионалом в козлении, ставьте ногу на задний тормоз.
     Шаг 2 - Вы должны ускоряться мягко, чтобы загрузить заднее колесо. Когда вы поймете, как это делается, вы сможете козлить на любой скорости, но пока не надо, ладно?
     Шаг 3 - Выжимание сцепления заставляет мотор крутиться быстрее и, конечно, давать больше тяги. Не нужно выжимать сцепление до конца, просто дайте ему скользить, раскручивая мотор.
     Шаг 4 - Небольшое добавление газа помогает мотору раскрутиться, как указано в шаге 3.
     Шаг 5 - Отпускание сцепления это основное в плавном козлении. Не бросайте сцепление, иначе передок скакнет вверх и отпугнет вас от козления на год. Отпускайте сцепление плавно и быстро как если бы вы быстро стартовали со светофора. Если вы когда-нибудь участвовали в драгрейсинге, и чувствовали, как переднее колесо поднимается вверх, когда вы трогаетесь, это тот самый способ использовать сцепление.
     В любом случае, если вы не самородок или просто без башни, с первого раза закозлить не удастся. Вы просто слегка дерните колесо вверх. Нет проблем, сделайте это еще раз и добавьте чуть больше тяги, отпуская сцепление чуть быстрее. Возможно, в это раз тоже не получится. Продолжайте добавлять газ по капельке и быстрее отпускать сцепление, и перед начнет подниматься выше и выше. Больше тяги - выше подъем.
     Козление с поворотом получается при переносе веса. в наклоняетесь в сторону - вы едете в эту сторону. Поверните колесо в одну сторону, вы поедете в другую сторону, как при противорулении. Выставьте коленку, и вы поедете в ее сторону. Но поначалу сидите ровно и держите руль прямо, ок?
     Переднее колесо имеет гироскопический момент, так что когда оно перестает вращаться, вы не можете им рулить, а при касании земли, оно должно будет опять раскрутиться. Если вы едете достаточно быстро, вы получите визг и клубы дыма, но оставим это на потом. Если вы приземлитесь с повернутым колесом, вы ощутите резкий удар об бак, и вас может выбить из седла. Так что не делайте этого, если вы не любите биться об бак.
     Теперь, когда вы можете уверенно поднимать передок все выше и выше, можно идти дальше!
Часть девятая. Что теперь?
     Итак, вы свободно поднимаете переднее колесо вверх. Теперь вам нужно найти точку равновесия. Это расплывчатая условная точка, которая чертовски высоко, и где вам не нужно будет использовать много тяги, чтобы удерживаться бесконечно.
Часть десятая. Больше передач!
     Конечно, вы не ограничены первой скоростью. Когда вы научитесь, вы сможете использовать и другие. На большинстве спортбайков можно козлить на первой, второй и, иногда, на третьей передачах. Некоторые большие мальчики типа R1 или ZX-9 и, возможно, Blackbird, можно поднять даже на четвертой. Я не поднимал байк на четвертой, но это возможно. Вы можете стартовать на первой и продолжать переключаться, пока вам это позволяют ваши яйца(или яичники), дорога и мастерство. Текущий рекорд козления зафиксирован на скорости за 290 км/ч, так что подтягивайтесь. Чтобы переключиться при козлении, правой рукой резко кидаем газ, в это время левый носок уже давит на рычаг переключения скоростей. Сцепление не трогаем. Некоторые хонды и другие байки, включая мой Blackbird, имеют большое расстояние между первой и второй передачей. Переключайтесь сильным, уверенным движением, чтобы не пропустить передачу, без толку раскрутить мотор и не плюхнуть колесо вниз к насмешкам свидетелей, к вашему позору и каше из причиндалов. Если вам удалось переключиться на вторую, колесо захочет подняться немного выше, так что будьте готовы слегка уменьшить газ. Конечно, вы не пробовали переключаться на вторую, пока не научились держать равновесие, так что с этим все должно быть в порядке. Теперь включайте третью, четвертую, пятую, шестую, и вы крутой человек. Можете зарабатывать этим деньги.
Часть одиннадцатая. Варианты.
     Когда вы научились делать все вышеперечисленное, вот еще вещи, которые стоит попробовать.
     Вставание. Легко. Встаете на подножках и козлите. Круто, да?
     Скрещивание. Поворачиваете руль и выставляете коленку в другую сторону. Замечательный эффект.
     Приветственные/неприличные/другие жесты. Снимаете руку с руля (левую руку!) и делаете ей все, что считаете крутым. Добавляет очков, когда вы дразните копов.
     Пассажиры. Если у вас есть друг, который вам доверяет, сделайте это. На самом деле, вдвоем козлить легче, из-за перераспределения веса, но ставки выше по очевидным причинам.
     Есть еще варианты, но если вы можете думать о них и делать их, но зачем вам это читать?
Часть двенадцатая. Это не моя вина.
     Фаззи не несет ответственности за все что с вами случится или может случиться, если вы прочитаете это и будете пробовать описанные методы. Козление опасно по своей природе, потому что мотоциклы имеют два колеса, и поднимая одно из них в воздух, вы открываете целую кучу возможностей себя изувечить. Будьте благоразумны. Не вините меня, если все закончится тюнинговыми титановыми запчастями, установленными в вашем теле. Удачи.

0


Вы здесь » МУРМАНСКИЙ МОТО ФОРУМ » УПРАВЛЕНИЕ МОТОЦИКЛОМ » ТЕОРИЯ " КОЗЛЕНИЯ "


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно