скопировано с http://www.ruriders.com/statya.php?id=82
24 июля 2007 г. Президентом России был подписан Федеральный закон № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Изменения, в основном, коснулись гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения».
Федеральный закон вступил в силу 11 августа 2007 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу: 1 января и 1 июля 2008 г. В настоящей статье предлагаем обзор наиболее значимых из внесенных (или вносимых) данным законом изменений.
Для удобства изложения изменения будут рассматриваться в порядке их вступления в силу.
Изменения, вступившие в силу 11 августа 2007 г.:
1. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, повлекшие причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, – с двух месяцев до одного года.
2. Ст. 12.1 Кодекса изложена в новой редакции. Согласно новой редакции данной статьи управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра теперь влечет наложение административного штрафа в размере 200 руб. (до 11 августа штраф за указанное правонарушение составлял 100 руб.).
Кроме того, принципиально изменено содержание примечаний к ст. 12.1 Кодекса: из текста исключена норма о запрете проводить инструментальные проверки, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также о запрете требовать у водителя (собственника или иного законного владельца) транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт и иных документов, не предусмотренных федеральным законом. Последнее обстоятельство, по нашему мнению, не может не вызывать опасений. Отсутствие вышеуказанных запретов может спровоцировать злоупотребления со стороны сотрудников ГИБДД.
Также, согласно примечанию 2 к ст. 12.1 Кодекса порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра отныне будут устанавливаться федеральным законом (а не постановлением Правительства, как это было предусмотрено ранее).
3. Увеличен с 2 500 до 5 000 руб. размер штрафа за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков (альтернативный вид наказания за данное правонарушение остался прежним – лишение права управления на срок от одного до трех месяцев).
Кроме того, в примечании к указанной статье уточнено понятие нестандартного и нечитаемого государственного регистрационного знака: регистрационной знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании (в настоящее время, однако, продолжает действовать ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств»), а нечитаемым – если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего знака.
4. Изменена редакция ст. 12.3 Кодекса: введена ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного технического осмотра (штраф 100 руб.). Ранее к ответственности привлекались лишь водители транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, тогда как отсутствие талона о прохождении осмотра само по себе (к примеру, по причине его утери и т.п.) не могло являться основанием для привлечения к административной ответственности.
5. Введен новый вид ответственности – за невыполнение требований Правил дорожного движения занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, перед поворотом направо, налево или разворотом. Административное наказание - предупреждение или наложение штрафа в размере 100 руб.
Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, теперь во всех случаях будет влечь наложение штрафа в размере 100 руб. (предупреждение применяться не будет).
6. Ст. 12.15 Кодекса изложена в новой редакции.
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречно разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, движение по обочинам, пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней теперь влечет наложение штрафа в размере 500 руб. (до 11 августа штраф составлял 200 руб.).
Размер штрафа за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, а также тротуарам в нарушение Правил возрос в 20 раз – со 100 до 2 000 руб.
К сведению
Для мотоциклистов парковка на тротуаре во многих случаях становится единственным приемлемым вариантом. В свете новых правил единственным способом избежать весьма внушительного штрафа в случае такой парковки является «перевоплощение» в пешехода – в понимании Правил. Согласно п. 1.2 Правил пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Таким образом, при возникновении угрозы быть оштрафованным за движение по тротуару, мотоциклист может заглушить двигатель и покатить мотоцикл до желанного места парковки на тротуаре или, наоборот, с тротуара на дорогу. При этом не следует забывать, что нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, влечет ответственность по ч. 3 ст. 12.19 Кодекса в виде предупреждения или штрафа в размере от 200 до 300 руб.
Наиболее прогрессивные изменения, по нашему мнению, связаны с уточнением порядка привлечения к ответственности за выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Отныне, выезд на трамвайные пути встречного направления, а также выезд в нарушение Правил на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом или объездом препятствий влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. Выезд же на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в иных случаях влечет лишение права управления на срок от четырех до шести месяцев.
7. Признаны утратившим силу примечания к ст. 12.19 Кодекса.
Указным примечанием запрещалось применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянке, снятие номерных знаков, а также применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом, в случае нарушения правил стоянки или остановки, а также в случае нарушения порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (решение от 21 июня 2006 г. № ГКПИ06-286, определение от 19 сентября 2006 г. № КАС06-325) указанные принудительные меры могли применяться лишь в случаях нарушения правил остановки или стоянки, названных в ч. 4 ст. 12.19 (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее воздание препятствий для движения других транспортных средств, остановки или стоянка транспортного средства в тоннеле).
К сведению
Признание вышеуказанного примечания утратившим силу на практике будет означать, что при любом из предусмотренных ст. 12.19 Кодекса нарушений правил остановки или стоянки могут быть применены блокирующие устройства, эвакуация, удержание на стоянке, снятие номерных знаков или иные принудительные меры.
Злоупотреблениям со стороны сотрудников ГИБДД также будет способствовать признание утратившей силу бывшей во многих случаях спасительной ст. 12.36 Кодекса «Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств».
Изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.:
1. Максимальный срок лишения специального права (в том числе, в виде права управления транспортным средством) будет составлять не два, а три года.
2. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов будет влечь наложение административного штрафа в размере 500 руб. (предупреждение как мера наказания применяться не будет).
3. До 2 500 руб. увеличивается размер штрафа за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления (в настоящее время за данный вид административного правонарушения налагается штраф в размере от 700 до 1 000 руб.). Управление же транспортным средством водителем, лишенным права управления, будет караться административным арестом на срок до 15 суток (или наложением штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, - в размере 5 000 руб.).
Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, также будет влечь наложение административного штрафа в размере 2 500 руб.
4. Ст. 12.8 Кодекса будет дополнена частями 3 и 4, предусматривающими ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным этого права. Указанное правонарушение будет влечь административный арест на срок до 15 суток либо штраф 5 000 руб. – для лиц, в отношении которых административный арест не может применяться. Повторное же совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 ст. 12.8 Кодекса (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; передача управления лицу, находящимся в состоянии опьянения) будет влечь лишения права управления на срок три года.
5. Изменяется размер штрафов за превышение установленной скорости движения:
при превышении скорости на величину более 20, но не более 40 км/ч будет налагаться штраф в размере 300 руб.;
за превышение скорости на величину более 40, но не более 60 км/ч – штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб.;
превышение скорости более чем на 60 км/ч – будет влечь наложение штрафа в размере от 2 000 до 2 500 руб. либо лишение права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев (в настоящее время – от двух до четырех).
6. Вводится ответственность за повторное нарушение правил движения через железнодорожные пути, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 Кодекса (пересечение железнодорожного пути вне переезда, выезда на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка не переезде), – лишение права управления транспортным средством на один год.
7. Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика будет «стоить» 700 руб. (сейчас – 100 руб.).
8. Изменяется санкция за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего: размер штрафа будет составлять от 1 000 до 1 500 руб., а срок лишения права управления от одного года до полутора лет. Нарушения, повлекшие причинения средней тяжести вреда здоровью, будут влечь наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 2 500 руб. или лишение права управления на срок от полутора до двух лет.
Кроме того, с 1 января 2008 г. вводится новая норма, согласно которой невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным права управления, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения будет влечь административный арест на срок до 15 суток (в настоящее время Кодексом не предусмотрено ответственности для данной категории лиц за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования). Также, ужесточаются нормы об ответственности за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст. 12.27), нарушение правил, установленных для движения в жилых зонах (ст. 12.28); вводится норма об ответственности за нарушение водителем правил пользования телефоном. Изменения коснуться и порядка изъятия водительского удостоверения в случае совершения административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством (ч. 3, 5 ст. 27.10).
Изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.:
1. Изменяется формулировка принципа презумпции невиновности.
Согласно примечанию к ст. 1.5 Кодекса, лицо, привлекаемое к административной ответственности в связи с правонарушениями, предусмотренными главой 12 Кодекса, не будет освобождаться от обязанности доказывать свою невиновность в случае, если факт совершения такого правонарушения будет зафиксирован «работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» (в соответствии с действующей редакцией ст. 1.5 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, во всех случаях не обязано доказывать свою невиновность).
В указанном случае к административной ответственности будут привлекаться собственники (владельцы) транспортных средств (ст. 2.6.1 Кодекса). При этом ответственности данные лица смогут избежать лишь в случае, если в ходе проверки будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к этому моменту выбыло из обладания в результате противоправных действий.
К сведению
Применительно к названному нововведению, необходимо отметить следующее. Формулировка «административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами» не позволяет однозначно определить, как вышеуказанные нормы будут применяться на практике. К примеру, каким образом будет устанавливаться факт совершения того или иного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса, мотоциклистом? Для индивидуализации транспортного средства при фото-, киносъемке или видеозаписи, в первую очередь, должен использоваться государственный регистрационный знак этого транспортного средства. Однако, как известно, на мотоциклах устанавливается один задний регистрационный знак. Таким образом, для того, чтобы достоверно установить, что административное правонарушение совершено владельцем определенного мотоцикла, необходимо произвести фотосъемку (или видеозапись) задней части этого мотоцикла, что вряд ли возможно в большинстве дорожных ситуаций. В обратном случае, устанавливать правонарушителя придется по иным индивидуальным признакам мотоцикла (или его владельца): аэрография, особенности конструкции мотоцикла и т.п. Между тем, допустимость использования таких индивидуализирующих признаков, по нашему мнению, может и должна быть оспорена.
2. С 1 июля 2008 г. вводится новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (в дополнение к медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения)
Лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, будет подлежать освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (порядок такого освидетельствования и оформления его результатов будет установлен Правительством). При отказе от прохождения освидетельствования либо несогласия с его результатами водитель будет направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Кроме того, вводится определение понятия «состояние опьянения». В частности, под состоянием опьянения будет пониматься наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
3. Изменяются правила задержания и запрещения эксплуатации транспортного средства.
Так, при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления), ч. 2 ст. 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством), ч. 1 и 2 ст. 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления; управление транспортным средством водителем, лишенным права управления), ч. 1 и 3 ст. 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления либо лишенным права управления), ч. 4 ст. 12.19 (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств), ч. 1 и 2 ст. 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, ст. 12.26 (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) будет применяться задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (в настоящее время в указанных случаях транспортное средство задерживается до устранения причины задержания; эвакуация не применяется (за исключением ситуаций, предусмотренных ч. 4 ст. 12.19)). Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку взиматься не будет.
Как было указано выше в настоящей статье приведены лишь наиболее значимые из предусмотренных Федеральным законом № 210-ФЗ изменения. Однако реформа административного законодательства данными нормами не ограничилась. Кодекс дополнен рядом норм, которые, в частности, коснулись действия законодательства об административных правонарушениях в пространстве, административной ответственности за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, порядка осмотра места совершения административного правонарушения, составления протокола осмотра и других вопросов.