МУРМАНСКИЙ МОТО ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МУРМАНСКИЙ МОТО ФОРУМ » ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ » Спортбайкерская "библия"!


Спортбайкерская "библия"!

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Все, что будет сказано, основано на содержании книги Кейта Кода "Twist Of The Wrist 2", спортбайкерской "библии" всех мотоциклетных времен и мотоциклетных народов.
Если бы байк мог говорить, он время от времени просил бы неумудренного водителя никогда на него не садиться. Знаете, почему? Как неопытный пассажир, в потугах помочь наклонить мотоцикл в повороте, создает проблемы пилоту, так и водитель порой невольно создает проблемы байку.

Например, большинство начинающих спортбайкеров, насмотревшись мотогонок по телевизору (причем смотрели невнимательно), пытаются свешиваться и рулить одновременно. Грубейшая ошибка! Она приводит к рысканью мотоцикла на входе в поворот. Правильная "технология" действий на входе в поворот такова. Займите "свешенное" положение до начала руления, причем так, чтобы не пришлось изменять позицию до выхода из поворота. Закрепитесь на байке - прижмите "внешний" мотобот или всю ногу к раме (можно также прижать колено к баку). И только теперь можно начать рулить.

В S-образных поворотах нельзя осуществлять руление в момент перемещения тела с одной стороны байка на другую, то есть при "перекладке" - так можно вызвать сильнейшее рысканье. А если еще и рулить, одновременно используя руль в качестве опоры для тела, - вообще беда.

О руках. Если руки сильно устают при езде по дороге или на трассе со множеством поворотов, значит, посадка и действия рук однозначно неправильные. Не держите руль мертвой хваткой - больше доверяйте мотоциклу. Сильное сжимание рукояток руля - действие неосознанное, собственно, оно и есть проявление инстинкта самосохранения № 2 (ИНС-2). Как с ним бороться? Да просто расслабьтесь! Согласен, сделать это очень сложно, и стопроцентного эффективного совета, как обмануть ИНС-2, не существует. Можно советовать только одно: вам нужно прийти к пониманию происходящих процессов.

А суть вот в чем. При движении мотоцикла переднее колесо в той или иной степени рыскает всегда (не буду углубляться в научные дебри - поверьте Кейту и мне на слово). Можно и нужно ли с этим явлением бороться? Во-первых, вряд ли у кого-то хватит физических сил, а во-вторых, если все-таки удастся это сделать, начнется такой "расколбас", что байк выйдет из-под контроля. Кстати, если в подшипниках рулевой колонки люфтов нет и подвеска работает нормально, то рысканье не передастся на раму мотоцикла. С другой стороны, находящийся под воздействием ИНС-2 водитель "замыкает" рысканье передней вилки через себя на раму. Живой пример - езда на кроссовом мотоцикле по песку. Жесткая хватка руля - прямой путь к падению. Стоит ее ослабить - и ход байка сразу стабилизируется, хотя передняя вилка будет интенсивно "шевелиться". Смысл всего вышеизложенного можно сформулировать и так: если пилот расслаблен - рыскает только передок, стоит хоть чуть напрячься, - колебания через тело передадутся на весь мотоцикл.

К тому же слишком крепкая хватка заставляет байк распрямлять траекторию в повороте. Помимо прочих причин этого явления, пилот давит на "внутреннюю" рукоятку руля сильнее и как бы сам "выруливает" наружу.

Что касается модных сейчас рулевых демпферов, то они уменьшают амплитуду и интенсивность рысканья. Устройство, безусловно, полезное. Но если со всей дури зажать руль руками, не поможет и самый "крутой" демпфер.

Преодолеть инстинкт очень трудно. Единственный способ "не мешать вилке работать": расслабьтесь и получайте удовольствие.

Эргономика современных спортбайков устроена так, как она устроена, и это отнюдь не по воле художников. Сиденье с упором сзади лучше удерживает пилота при интенсивном разгоне, значит, он может не цепляться за руль на пределе сил. Широкий бензобак позволяет локтям опираться на него в повороте. Боковые выштамповки на том же бензобаке служат опорой для коленей, что опять-таки разгружает руль. На высокий бак можно лечь грудью - с тем же успехом. Смещенные назад подножки дают более надежную опору при перемещениях. А раздельный регулируемый руль типа clip-on можно установить таким образом, что аэродинамика объекта "пилот-мотоцикл" станет оптимальной, да и нагрузка на рукоятки будет слабее. Правильное использование всех этих особенностей эргономики обеспечит взаимопонимание с байком.

Многим пилотам мешает встречный поток воздуха, и они еще и поэтому до одеревенения мышц держатся за руль, превращаются в несгибаемый памятник - и туловище становится парусом. А надо "залечь" пониже - сопротивление воздуха тогда не помешает. В скоростных поворотах при свешивании выставленное колено тоже начинает "парусить", так что лучше держать ногу поближе к мотоциклу.

Если начинается "расколбас" руля на разгоне, значит, пилот слишком сильно в него вцепился. Вот упор на сиденье и предназначен для опоры тела. А представьте себе, что переднее колесо еще и взмыло в воздух! Что случится при его приземлении? Догадайтесь с трех раз, если знаете, что положение колеса сбито "расколбасом"… Ко всему прочему, напряженная посадка, неровности дороги и сопротивление воздуха заставляют голову "дрожать" - отсюда "размытая картинка". С нею можно и дорогу "потерять", а вслед и голову… Так что слишком крепкая хватка руля в сочетании с общей напряженностью вызывает целую кучу нежелательных ездовых эффектов. Релаксируйте!

И еще о руках, только в другом контексте. Запомните, байк сам по себе в движении невероятно стабилен, если пилот ему не мешает. Рассмотрим распространенный случай - снос заднего колеса в повороте. Большинство "гонщиков" не подозревает, что мотоцикл сам автоматически компенсирует занос. Когда начинается снос заднего колеса, переднее движется в ту же сторону - в сторону заноса. Причем колесо поворачивается ровно на тот угол, какой необходим для стабилизации движения. Вас может сбить с толку автомобильный опыт: когда на скользкой дороге заносит зад автомобиля, передние колеса, усугубляя ситуацию, как бы норовят "взглянуть" внутрь поворота, и водитель должен суметь вовремя повернуть руль (а с ним и колеса) в сторону заноса. Байкеру этот условный рефлекс драйвера вреден!

При сносе байка срабатывает ИНС-2, и пилот с хорошей реакцией оказывается в наибольшей опасности. Удерживая руль от поворота в сторону заноса (байк, повторюсь, делает это автоматически), водитель провоцирует разворот вокруг точки контакта переднего колеса с дорогой. Автомобиль в таком случае просто развернется, а мотоцикл выбросит седока из седла и перевернется - это называется хайсайд. Да, забыл, еще ведь включится и ИНС-1 (сброс газа) - и мотоцикл превратится еще и в катапульту. Так что не мешайте умнейшей конструкции самой исправлять положение. В крайнем случае, можно использовать свешенное для опоры колено.

Словом, больше доверяйте мотоциклу - он ничего плохого вам причинить не хочет.

http://btd-moto.ru/state12.htm

0

2

Сегодня в Мурманске начались занятия "Мастер-класс под руководством Игоря Копытова "

2-е Honda 400SF
Стоимость занятий 10 часов 14000 тыс руб
подход к каждому ученику индивидуальный

Вот нашел в инете отчет от Мая 12, 2009,

"Сам искал отчеты перед началом курса. Возможно кому-то будет легче найти
В свою очередь тоже хотел бы поделиться мнением о курсе контраварийной подготовки под руководством Игоря Копытова, рассказать что он собой представляет и возможно подвести итог, основываясь на своем личном впечатлении.
Длительность курса составляет 10 часов, которые разбиваются на 5 занятий по 2 часа.  Приобретение практических знаний происходит на мотоциклах Honda CB 400, которых с лихвой хватает для освоения принципов управления мотоциклом кто бы что бы ни говорил. Со слов Игоря, главное понять основы управления, а они переносимы на любой мотоцикл. Занятия проходили на асфальтированный площадке в Раубичах по два человека. Места вполне хватало, а заметить отсутствие внимания со стороны инструктора очень затруднительно, точнее сказать я его вообще не испытавал. Разбивка упражнений по дням выглядит следующим образом:
День 1-й. Последовательность такова: 1) прохождение малой восьмерки на первой передаче, управляя двумя руками, но расположенных не как обычно, на клипонах, а упираясь ладонями во внешние основания рукоятки; 2) тоже самое, но только управляя внутренней по отношению к повороту рукой; 3) переход на вторую передачу и управление одной рукой; 4) предыдущее упражнение плюс постановка взгляда: при входе в поворот глаза должны просматривать выход из поворота; 5) переход на обычный естественный обхват руками клипонов и закрепление понимания одного из главных принципов – «не мешай мотоциклу ехать» своими неправильными действиями, в частности повисанием на руле; 6) отрабатывание  старта между двумя условными автомобилями.
День 2-й. Последовательность упражнений: 1) закрепление знаний предыдущего занятия; 2) прохождение змейки за счет перемещения тела на соответсвующую подножку, освоение перевесовки; 3) отработка моторики переключения передач без применения сцепления.
День 3-й. Занятие в целом посвящено освоению принципа прохождения поворота со свешиванием. Отрабатываеться на большой восьмерке и выполняеться на второй передаче. Следует отметить, что упражнения выстроены в такую последовательность, что каждое последующее базируеться на предыдущем и вносит некоторые дополнения. В этом задании начинаешь еще больше понимать значение взгяда в повороте, хват руля, перевесовку тела. Игорь в подробностях объясняет действия пилота перед входом в поворот, в повороте и разумееться на выходе. Собрать сразу воедино полученные знания сложновато, хотя не думаю, что я один такой. Пока приноровился переставлять внутреннюю ногу в повороте неплохо подтер слайдер на мотоботе. Хотя было одно неудобство… Из-за излишней доброты природы и родителей и наделении высоким ростом, нога, поставленная на подножку, оказывалась слишком высоко и при прохождении поворота я раньше касался дугой защиты мота, нежели слайдером на колене, как только не свешивался. Тренее железа по асфальту в повороте не самое приятное ощущение. Работая прежде всего на технику, со временем начинаешь отмечать положение спины относительно мотоцикла и поворота, положение плеч и ног. Отметил, что перестал цепляться в руль при прохождении поворота, о чем с радостью подметил в разговоре с Игорем. Ответ был следующим: простейший способ проверки – при прохождении левого поворота левой рукой коснуться асфальта; если что-то делаеться неверно – или падение или вылет из поворота. Не с первого раза, но получаеться сделать… Скорее даже не из-за тезники, а из-за немыслемого ранее ощущения, что ты в повороте, с хорошим наклоном да еще и управляешь одной рукой. Возможно давало о себе знать пару падений в начале дня. Млин, опробовал новый комбез на деле. После каждого падения следует разбор ошибок, что естественно способствует дальнейшему освоению.
День 4-й. Погода подготовила сюрприз в виде небольшого дождя. По словам Игоря идеальная погода для отрабатывания торможения чему и посвятили это занятие. Отличительная черта преподавания – инструктор первоначально дает определенное задание, позволяет его выполнить, после чего происходит обсуждение поведения мотоцикла, разбор ошибок и инструктаж. Отрабатываем замедление мотоцикла задним тормозом; торможение передним в сочетании с задним; торможение передним, задним и двигателем; обсуждаеться и корректируеться посадка пилота, движение ног и кистей. Под конец занятия закрепление навыков, полученных в предыдущие дни.
День 5-й.   Занятие посвящается маневрированию. Задействована вся площадка. Перед началом исполнения обсуждаеться траектория движения в повороте в условиях городского цикла и трэка, методика исполнения. Следует отметить, что задание подразумевает совокупное использование всего опыта, приобритенного на предыдущих занятиях. Своеобразный индикатор закрепленного материала. Движение происходит по овальной траектории. На прямой разгон и приближение к повороту на третьей передаче, подготовка к повороту, торможение с понижение на вторую, прохождение поворота и последующий разгон. С течением времени появляеться определенный ажиотаж, нарабатываеться корректная траектория, моторика движений, наклоны все больше, агрессивнее открываеться газ на выходе… Игорь изначально размещает оградительные фишки, таким образом, чтобы на траектории движения размещалась неболших размеров лужина. Со слов уважаемого инструктора принципы управления в мокрую погоду совершенно идентичны только делаеться все плавнее. Если в сухую погоду ошибки управления могут погаситься улучшенным сцеплением с покрытием, то в мокрую – ошибки более очевидны. Благодаря лужинке почуствовал снос колеса в повороте. “Хорошо, что не сбросил газ” - подумал на выходе из поворота. Хотелось бы еще раз посочувствовать и поблагодарить Мишу Прядко за наглядно продемонстрированный хайсайд все в том же повороте. При наличии фотоаппарата заснять не успели… В этом момент с Игорем обсуждали прохождение апекса и пронаблюдали падение в реал тайм. Еще раз убедились в необходимости экипа.
К слову, полезно приезжать на тренировку на своем мотоцикле и в конце занятия опробовать новые знания на своей технике, что мы и делали. Тренировки на специально подготовленных мотах под наблюдением инструктора в определенной мере позволяет преодолеть некоторый психологический барьер, правильно поставить технику, разобрать неточности, не боясь ошибиться. Навряд ли кто-то будет адекватно заниматься “разбором полетов” после того, как “приложит” своего спорта. На своем собственном примере убедился, что  самостоятельное изучение книг по технике спортивной езды никак не сопоставимо с совместной работой с инструктором. Теорию вроде бы изучил, а перенести на практику сложно. Банально ты не можешь взлянуть на себя со стороны и выявить недостатки. Если не согласны, объясните мне тогда, почему на трэках люди работают с инструкторами, а не бегают с букварями… Без преувелечения могу констатировать, что манера управления мотом в моем конкретном случае изменилась процентов на 60, после посещения курса Игоря Копытова. Следует отметить, что опыта всего ничего – сезон и самое время было ставить технику. Никто не утверждает, что после прохождения курса вы становитесь асом и сам Игорь уверяет, что закладывает основу, которая должна быть подкреплена продолжительными тренировками. «Расценивайте каждую  поездку как тренировку, следите за своими движениями».

------------------------
Мои записи.

Первый день. Все как и описано отчете. На упражнение "восьмерка" стал  смотреть другими глазами.
1. восьмерка, восьмерка управление одной рукой, восьмерка с переводом внимания на точки входа и выхода
2. старт с места на ограниченом участке (типа два майбаха стоят а надо проехать между ними)
Что будет дальше опишу потом.
Организатор курса Александр Демидов, он сказал что еще пару человек могут ввести в группу обучающихся.

Второй день.
1.Отработка и закрепление упражнений первого дня.
2.Переключение передач без сцепления
3.Отработка торможения двигателем перекючением
передач вниз с перегазовкой .
4. Змейка со свешиванием при поворотах (Это жесть! через 15 минут ноги отказались слушаться. С мотоцикла слез как робот.
Завтра говорят тв приедет.

Отредактировано Drug (2009-09-03 20:21:56)

0

3

Вот нашел отзывы о курсе.

http://www.abw.by/number/see_note/4579

0

4

День 3.
1. Повторение упражнений предыдущих занятий.
2.Отработка экстренного торможения.
Разгон, торможение переходом на пониженую передачу, задний и потом передний тормоз.
На ручном тормозе работать всей рукой , а не 2 пальцами как учат в некоторых учебниках.
Как говорит Игорь, тормозной путь уменьшатся очень силно и короче автомобильного примерно в 2 раза.

Отредактировано Drug (2009-09-04 21:17:09)

0

5

День 4.
1. Разминка, повторение упражнений предыдущих дней.
2. Прохождение поворота со свешиванием на  большой восьмерке. Если делается все правильно,
то в левом повороте можно потрогать левой рукой асфальт. Прилег два раза, первый из за дорожного покрытия
(лужа недосохла и грязь поехала) и  второй раз когда пытался таки порогать этот самый асфальт.
А так в целом 2 часа на одном дыхании.

0

6

Занятие 5
На улице с утра идет дождь. Последнее занятие. прохождение поворотов на большом овале.
Так как относительно без луж смогли выбрать только один поворот на нем и тренировались.
Сначала в одну сторону потом в другую сторону. На прямой разгон до третей, потом торможение
с перегазовкой и переходом на вторую передачу, поворот со свешиванием. Вымокли полностью.
Но то чего от нас добивался Игорь мы сделали. На этом и распрощались до весны.
Приезжали с ТВ вот видео по ссылке. 
http://video.tv21.ru/news/14101.flv

Правда в репортаже малость "прибили", занятия были 5 дней по 2 часа. Но остальное вроде правильно.

Отредактировано Drug (2009-09-07 21:29:11)

0

7

Спасибо Drugу за отчет по курсам. Надеюсь в следующем году человек снова приедет. Уж очень хочется научиться. А то книг начитался а объяснить толком некому..

0

8

УРА! В этом году откатал курсы по полной программе! Программа не изменилась, а я ездить стал по-другому!

0


Вы здесь » МУРМАНСКИЙ МОТО ФОРУМ » ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ » Спортбайкерская "библия"!


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно