Все, что будет сказано, основано на содержании книги Кейта Кода "Twist Of The Wrist 2", спортбайкерской "библии" всех мотоциклетных времен и мотоциклетных народов.
Если бы байк мог говорить, он время от времени просил бы неумудренного водителя никогда на него не садиться. Знаете, почему? Как неопытный пассажир, в потугах помочь наклонить мотоцикл в повороте, создает проблемы пилоту, так и водитель порой невольно создает проблемы байку.
Например, большинство начинающих спортбайкеров, насмотревшись мотогонок по телевизору (причем смотрели невнимательно), пытаются свешиваться и рулить одновременно. Грубейшая ошибка! Она приводит к рысканью мотоцикла на входе в поворот. Правильная "технология" действий на входе в поворот такова. Займите "свешенное" положение до начала руления, причем так, чтобы не пришлось изменять позицию до выхода из поворота. Закрепитесь на байке - прижмите "внешний" мотобот или всю ногу к раме (можно также прижать колено к баку). И только теперь можно начать рулить.
В S-образных поворотах нельзя осуществлять руление в момент перемещения тела с одной стороны байка на другую, то есть при "перекладке" - так можно вызвать сильнейшее рысканье. А если еще и рулить, одновременно используя руль в качестве опоры для тела, - вообще беда.
О руках. Если руки сильно устают при езде по дороге или на трассе со множеством поворотов, значит, посадка и действия рук однозначно неправильные. Не держите руль мертвой хваткой - больше доверяйте мотоциклу. Сильное сжимание рукояток руля - действие неосознанное, собственно, оно и есть проявление инстинкта самосохранения № 2 (ИНС-2). Как с ним бороться? Да просто расслабьтесь! Согласен, сделать это очень сложно, и стопроцентного эффективного совета, как обмануть ИНС-2, не существует. Можно советовать только одно: вам нужно прийти к пониманию происходящих процессов.
А суть вот в чем. При движении мотоцикла переднее колесо в той или иной степени рыскает всегда (не буду углубляться в научные дебри - поверьте Кейту и мне на слово). Можно и нужно ли с этим явлением бороться? Во-первых, вряд ли у кого-то хватит физических сил, а во-вторых, если все-таки удастся это сделать, начнется такой "расколбас", что байк выйдет из-под контроля. Кстати, если в подшипниках рулевой колонки люфтов нет и подвеска работает нормально, то рысканье не передастся на раму мотоцикла. С другой стороны, находящийся под воздействием ИНС-2 водитель "замыкает" рысканье передней вилки через себя на раму. Живой пример - езда на кроссовом мотоцикле по песку. Жесткая хватка руля - прямой путь к падению. Стоит ее ослабить - и ход байка сразу стабилизируется, хотя передняя вилка будет интенсивно "шевелиться". Смысл всего вышеизложенного можно сформулировать и так: если пилот расслаблен - рыскает только передок, стоит хоть чуть напрячься, - колебания через тело передадутся на весь мотоцикл.
К тому же слишком крепкая хватка заставляет байк распрямлять траекторию в повороте. Помимо прочих причин этого явления, пилот давит на "внутреннюю" рукоятку руля сильнее и как бы сам "выруливает" наружу.
Что касается модных сейчас рулевых демпферов, то они уменьшают амплитуду и интенсивность рысканья. Устройство, безусловно, полезное. Но если со всей дури зажать руль руками, не поможет и самый "крутой" демпфер.
Преодолеть инстинкт очень трудно. Единственный способ "не мешать вилке работать": расслабьтесь и получайте удовольствие.
Эргономика современных спортбайков устроена так, как она устроена, и это отнюдь не по воле художников. Сиденье с упором сзади лучше удерживает пилота при интенсивном разгоне, значит, он может не цепляться за руль на пределе сил. Широкий бензобак позволяет локтям опираться на него в повороте. Боковые выштамповки на том же бензобаке служат опорой для коленей, что опять-таки разгружает руль. На высокий бак можно лечь грудью - с тем же успехом. Смещенные назад подножки дают более надежную опору при перемещениях. А раздельный регулируемый руль типа clip-on можно установить таким образом, что аэродинамика объекта "пилот-мотоцикл" станет оптимальной, да и нагрузка на рукоятки будет слабее. Правильное использование всех этих особенностей эргономики обеспечит взаимопонимание с байком.
Многим пилотам мешает встречный поток воздуха, и они еще и поэтому до одеревенения мышц держатся за руль, превращаются в несгибаемый памятник - и туловище становится парусом. А надо "залечь" пониже - сопротивление воздуха тогда не помешает. В скоростных поворотах при свешивании выставленное колено тоже начинает "парусить", так что лучше держать ногу поближе к мотоциклу.
Если начинается "расколбас" руля на разгоне, значит, пилот слишком сильно в него вцепился. Вот упор на сиденье и предназначен для опоры тела. А представьте себе, что переднее колесо еще и взмыло в воздух! Что случится при его приземлении? Догадайтесь с трех раз, если знаете, что положение колеса сбито "расколбасом"… Ко всему прочему, напряженная посадка, неровности дороги и сопротивление воздуха заставляют голову "дрожать" - отсюда "размытая картинка". С нею можно и дорогу "потерять", а вслед и голову… Так что слишком крепкая хватка руля в сочетании с общей напряженностью вызывает целую кучу нежелательных ездовых эффектов. Релаксируйте!
И еще о руках, только в другом контексте. Запомните, байк сам по себе в движении невероятно стабилен, если пилот ему не мешает. Рассмотрим распространенный случай - снос заднего колеса в повороте. Большинство "гонщиков" не подозревает, что мотоцикл сам автоматически компенсирует занос. Когда начинается снос заднего колеса, переднее движется в ту же сторону - в сторону заноса. Причем колесо поворачивается ровно на тот угол, какой необходим для стабилизации движения. Вас может сбить с толку автомобильный опыт: когда на скользкой дороге заносит зад автомобиля, передние колеса, усугубляя ситуацию, как бы норовят "взглянуть" внутрь поворота, и водитель должен суметь вовремя повернуть руль (а с ним и колеса) в сторону заноса. Байкеру этот условный рефлекс драйвера вреден!
При сносе байка срабатывает ИНС-2, и пилот с хорошей реакцией оказывается в наибольшей опасности. Удерживая руль от поворота в сторону заноса (байк, повторюсь, делает это автоматически), водитель провоцирует разворот вокруг точки контакта переднего колеса с дорогой. Автомобиль в таком случае просто развернется, а мотоцикл выбросит седока из седла и перевернется - это называется хайсайд. Да, забыл, еще ведь включится и ИНС-1 (сброс газа) - и мотоцикл превратится еще и в катапульту. Так что не мешайте умнейшей конструкции самой исправлять положение. В крайнем случае, можно использовать свешенное для опоры колено.
Словом, больше доверяйте мотоциклу - он ничего плохого вам причинить не хочет.