Пяйве - Титовка.
Вчера 14 марта 2013 года сделали бросок на север. Решили пробить туристический маршрут от Пяйве до кемпинга в районе старой Титовки. В дальнейшем маршрут будет начинаться на базе МКТИ, в районе поселка Кильдинстрой пересекать реку Кола, далее выходить на Мурмаши, потом в районе железнодорожного моста пересекать реку Тулома и вдоль дороги выходить на станцию Пяйве. Этот 60 километровый участок Алексей Сапрыкин (МКТИ) проложили еще на прошлых выходных. Наша задача сегодня пройти 100 км до кемпинга на Титовке. С этой базы будут небольшие кольцевые поездки на Обергоф и мыс Пикшуев, полуострова Рыбачий и Средний, по старой немецкой дороге и т. д.
В 8-30 утра встретились на станции Пяйве. Пяйве это узловая станция на железной дороге Мурманск-Никель.
В поселке теперь проживает около 60 человек. Люди очень приветливые и доброжелательные. Летом приезжают дачники и население увеличивается.
От станции Пяйве начинается 15 километровая железная дорога в посёлок Килпъявр . Железка еще пока целая, но от снега не чистится. Вообще если вы помните последние две недели у нас в Мурманске не переставая шел снег. Город был засыпан, движение транспорта было скованно. На уборку снега были брошены все силы коммунального хозяйства. Вот бы им такие гигантские снегоуборочники, справились бы в несколько раз быстрее.
Хоть и обзвонил Алексей всех знакомых любителей покататься, но собралось нас только четверо.
Что поделать, в будний день не все могут.
Снегоходы два утилитарника Линкс армия и Скандик 600 с 61 гусеницей, два горника Самит 800 и Самит 600 .
Как я уже писал снега навалило как сказал главны герой фильма «А зори здесь тихие» : «Э.. ну.. вам по пояс будет» . Двинулись по старой дороге в сторону станции Нял. К сожалению через 3 километра Линкс армия сломался и мы вынуждлены были вернуться к месту старта.
В 11 мы опять вышли на маршрут уже втроем.
Первые 30 километров дорога шла в основном по лесу, иногда пересекая железную дорогу.
Скоро мы увидели пустующий ныне поселок и станцию Нял.
На станции нас приветливо встретила девушка – дежурная по станции. Звала чай с плюшками отведать, но мы сделали несколько фотографий и двинули дальше на север.
Раньше железнодорожная станция Нял была узловая. На станции Нял начиналась ветка Нял — Заозёрск, которая была разобрана в конце 90-х. Сохранились только насыпь, шпалы, неработающие семафоры, мосты. В частности, сохранился железнодорожный мост над шоссе М18 Мурманск — Печенга (у 70-го километра шоссе, недалеко от Долины Славы).
Дальше наше движение по лесным дорожкам и просекам в направлении станции Моккет.
Говорят когда-то тут был неплохой поселок – сейчас тут не живет ни одного человека. Моккет - это Западная лица. Здесь в 20-30-е годы прошлого века проходила старая граница. На восток от Моккета – Советский Союз, на запад – Финляндия, область Петсамо – финские хутора и медно-никелевые рудники. Законом Мурманской области № 1156-01-ЗМО от 23 ноября 2009 года населённый пункт был упразднён в связи с отсутствием проживающего населения.
Не доезжая 3 километра до Моккет, ставим GPS в режим компаса и уходим строго на север. В сторону заснеженных горных вершин.
Эти вершины во время войны были укрепрайонами немцев. Там полно торчащего из под снега военного железа.
Места красивейшие, нам очень повезло в этот день с погодой. На улице было около минус 10 градусов и светило весеннее солнце.
Но горы есть горы, не зря тут немцы во время войны держали горных егерей.
Не доезжая 7 километров до мотеля, когда мы двигались по красивейшему плато я «щелканул», поймал спрятавшийся под снегом камень, сломал подвеску лыжи. Сам вылетел со снегохода на камни. Удар был на столько сильным , что у меня сломался пополам наколенник. Сам я малость поцарапался. Дальнейшее движение было сильно затруднено, так как рулить снегоходом из за поломки я уже не мог. Эти 7 километров мы ехали полтора часа, периодически вытаскивая меня из глубокого снега.
Но мы все же достигли намеченной точки.
В Титовке мы загрузили мой сломанный снегоход в микроавтобус и я уехал домой, а парни двинулись назад в Пяйве.
Общий пробег от станции Пяйве до кемпинга на Старой Титовке получилось 115 километров, которые мы преодолели за 7 часов. Обратный путь парни прошли за 4 часа.
Игорь (Drug). 15 марта 2013 года.