http://www.motoforum.ru/poleznoe/1/4.html
Иван КСЕНОФОНТОВ, рисунки Сергея Постнова
Освоившись с управлением мотоцикла в городе и при различных "отягчающих" обстоятельствах (дождь, ветер, темнота), можно покататься в свое удовольствие. Или продолжить совершенствовать мастерство вождения.
ЗАТОРМОЗИТЬ -- НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ Вырабатывать спортивные навыки имеет смысл только после того, как вы научитесь в седле полностью контролировать ситуацию, просчитывать свои действия и предусматривать всевозможные ситуации на дороге на несколько ходов вперед. И начинать я бы посоветовал с торможения. Вы полагаете, что научившись ездить по городу, вы умеете и тормозить: нажал рычаг (педаль) -- остановился. Но экстренное торможение на большой скорости -- совсем другое. Неопытный мотоциклист, неожиданно столкнувшись с опасностью, жмет на тормоза изо всей мочи. Если у вас современный зарубежный аппарат, то ничего не стоит на нем перевернуться через переднее колесо. На мотоцикле попроще, скорее всего, при этом заблокируется заднее колесо и оно будет скользить по дороге (как говорят, пойдет юзом). Такое торможение, во-первых, малоэффективно: тормозной путь получается длиннее, чем в случае с незаблокированным колесом (испытания показали, что минимальный тормозной путь получается при 15--20-процентном проскальзывании колес). А во-вторых, оно чревато непредсказуемым заносом и падением. При обучении навыкам экстренного торможения следует прежде понять особенности торможения только передним и только задним колесом. Хотя на практике ими тормозят одновременно. Тренировать себя нужно двояко: вырабатывать "чувство педали" и развивать способность держать равновесие с заблокированным задним колесом. Но прежде всего научитесь определять момент, когда колесо блокируется. "Чувство педали" заключается в умении нажимать на нее так, чтобы не возникло юза. Если дорожное покрытие скользкое из-за песка, воды, снега или льда, учитесь "прерывистому" торможению, нажимая на педаль (и блокируя колесо), а затем отпуская ее. Не успокаивайтесь до тех пор, пока не сможете повторять торможение 2--3 раза в секунду.
Поворот с юзом заднего колеса.
Обратите внимание: руль повернут в сторону заноса.
ИДУ НА ЮЗ...
Параллельно с "чувством педали" научитесь удерживать мотоцикл с заблокированным задним колесом. Тренироваться лучше на ровной асфальтовой площадке, сухой и без песка. В противном случае юз будет неравномерным, что усложнит задачу. Некоторые возражают: мол, жалко резину. Конечно, жалко, но жизнь-то дороже!
Естественно, начинать нужно на небольшой скорости, километров 15--20 в час. Первое упражнение -- юз по прямой. Сначала на несколько метров, потом -- до полной остановки. Усложнение задачи -- юз с поворотом. Положите на площадку какой-либо предмет (лучше всего -- покрышку) и постарайтесь обогнуть его, повернув на 90 градусов, с заблокированным задним колесом. Затем еще усложните упражнение -- в конце не останавливайтесь, а, дав "газ", проезжайте дальше. Действия рулем: сначала поверните его в сторону предполагаемого дальнейшего движения, а позже, во время юза, -- в противоположную. Иначе говоря, как и в случае возникновения заноса на скользкой дороге. Освоившись с поворотом в обе стороны, можете себя поздравить с приобретением первых спортивных навыков.
Наиболее эффективное торможение -- обоими колесами одновременно, причем роль переднего -- важнее. Специальных упражнений по торможению только передним тормозом нет, а фотографии "стоящих колом" на передних колесах аппаратов -- просто эффектный кадр, а не действительно полезный на дороге навык. А вот что действительно важно, так это "чувство рычага": не допускайте ни при каких обстоятельствах блокировки переднего колеса. В противном случае избежать падения не удастся.
ДО БУКСА -- ОДИН ШАГ
Другая крайность, при которой тоже отсутствует сцепление колеса с дорогой, -- пробуксовка заднего колеса. Создают этот эффект те же факторы, что и юз, -- снижение коэффициента сцепления шины с дорогой, покрытой водой, снегом, льдом, грязью или песком. А как влияет на торможение изношенная покрышка или неудачный рисунок ее протектора? Подчас от юза до пробуксовки один шаг, например, -- на разлитом битуме. На жаре он плавится и становится скользким, как лед. Здесь резкое прибавление газа, равно как и торможение, ведут к снижению сцепления колеса с дорогой. Если попадете в такую ситуацию, старайтесь не дергать рулем и управлять мотоциклом плавно, без изменения скорости. Очень пригодится полученный на тренировках навык по удержанию равновесия. Но об этом чуть позже.
Возникает пробуксовка и при достижении высокой мощности мотора. Не радуйтесь, когда от поворота ручки "газа" колесо начинает бешено вращаться. Мощность полезна лишь тогда, когда она может быть реализована по прямому назначению. Собственно пробуксовка хороша только в двух случаях: при специфическом "гаревом" прохождении поворотов, когда нужно "сломать" мотоцикл, и при развороте его по минимальному радиусу вокруг ноги. Поговорим о последнем поподробнее, поскольку такой навык может пригодиться, особенно, если ваш аппарат -- эндуро.
Разворот на месте с буксом заднего колеса. Нога отведена вперед и в сторону, мотоцикл сильно наклонен.
КАРУСЕЛЬ
Это упражнение выполняется только в положении полной (или почти полной) остановки. Снимите с подножки ту ногу, что внутри поворота, и поставьте ее как можно дальше вперед и в сторону. Поверните руль в сторону поворота, перенесите вес тела на эту ногу, встав с сиденья, сильно наклоните мотоцикл, удерживая его только за руль. "Газом" и пробуксовкой при помощи сцепления сорвите заднее колесо в букс. Ваш аппарат при этом будет стремиться еще больше завалиться и уйти задним колесом в сторону, противоположную наклону. Начинается самая сложная часть упражнения -- когда необходимо управиться сразу с несколькими вещами. "Газом" и сцеплением поддерживайте нужные обороты двигателя, чтобы пробуксовка не прекратилась. Сохраняйте, удерживая мотоцикл за руль, нужный угол наклона. Чем больше наклон мотоцикла, тем меньше радиус поворота, и наоборот. Здесь еще нужно учитывать, что требуемый угол наклона мотоцикла определяется дорожным покрытием: на асфальте он больше, чем, скажем, на траве. Рулем направляйте мотоцикл по желаемой траектории. Очевидно, что чем больше руль повернут в сторону поворота, тем меньше радиус поворота. На деле это упражнение не такое уж сложное. Только примите совет: тренируйтесь вдали от чужих машин, домов, столбов и пр.
В остальных случаях пробуксовка вредна, потому что не позволяет реализовать мощность двигателя и снижает управляемость. Всякий раз, когда возникает, от нее нужно поскорее избавляться -- либо уменьшив "газ", либо загрузив заднее колесо перемещением корпуса назад -- оттяжкой. А если, как говорят, по жизни, то избавиться от пробуксовки несложно, и специальных тренировок для этого не требуется.
Оттяжка помогает избавиться от пробуксовки.
А МЕДЛЕННО -- СЛАБО?
В конечном счете, вся премудрость управления мотоциклом сводится к удержанию равновесия. Почему мотоциклист падает? Потому что он не может перемещением корпуса скомпенсировать изменение центра тяжести в системе водитель--мотоцикл, произошедшее под действием каких-либо сил: центробежных, инерции, веса и т. д. или других факторов. Выработка чувства равновесия начинается у человека с раннего детства с ходьбы пешком и езды на велосипеде. Садясь на мотоцикл, вы и не подозреваете, что большинство простейших навыков у вас уже сформировалось. Однако их может быть недостаточно, чтобы суметь удержать аппарат на очень малой скорости, на скользких или песчаных участках дороги или при заносе. Этому нужно тренироваться специально, развивая чувство равновесия.
Бесспорные авторитеты в области равновесия -- триалисты. К сожалению, их мотоциклы слишком специфичны, и упражнения на дорожных мотоциклах в большинстве просто невыполнимы. Тем не менее, некоторые из них в свой арсенал взять можно. Например -- "узкую змейку". По сути, это та же фигура, которую вы тренировали перед экзаменом в ГАИ, только расстояния между стойками-ограничителями уменьшены до предела. (Напоминаю: исходное расстояние между стойками -- 3 метра.) Проезжайте фигуру на минимальной, какую только можете держать, скорости, используя полный диапазон угла поворота руля (но не касаясь упоров!). Естественно, сцепление должно быть полувыжато, "газом" поддерживайте средние обороты мотора, а задним тормозом не давайте мотоциклу разгоняться. Балансируя корпусом, а также отводя в сторону колени, добейтесь "чистого" (то есть без касания ногами) проезда фигуры. Одновременно, с ростом вашего мастерства, сближайте ограничители. Умение проехать фигуру стоя на подножках показывает, что с равновесием у вас все в порядке.
Осваивая "узкую змейку", мы подошли к еще одному упражнению -- "медленной езде". Это излюбленная дисциплина на многих мототуристских и байкерских слетах, и она требует от водителей немалого мастерства. Во время тренировок сначала пытайтесь проехать медленно несколько метров в произвольную сторону, позже ограничьте направление движения коридором шириной 2--2,5 метра. Уверен, во время тренировки у вас будет получаться "замирание" на месте на несколько секунд. В то же время вы убедитесь, как это непросто.
"Козление" за счет использования динамики аппарата.
БЕРЕГИТЕ ФОНАРИ
Езда на заднем колесе (обычно называемая "козлением") не преследует никаких других целей, кроме игры на публику. Что еще можно продемонстрировать на мотоциклетной тусовке! Все остальные упражнения, кроме разве разворота вокруг ноги, не столь эффектны.
Навыки "козления" весьма специфичные. Чтобы проехать на одном заднем долго и далеко, лучше поднимать переднее колесо на малой скорости, но во время динамичного ускорения. Небольшой "ход" нужен только для того, чтобы стабилизировать мотоцикл: стоять он должен идеально ровно и ехать прямо.
У спортбайков и аппаратов с двигателями мощнее 50 л. с. переднее колесо легко поднимается только с "газа", причем не только на первой и второй передачах. На "совкоциклах" проблем побольше, а оппозиты вообще "закозлить" невозможно. Прибавляйте "газ" с выжатым сцеплением (его рычаг желательно перемещать двумя пальцами, чтобы остальными увереннее держать руль). До какой степени "раскручивать" мотор, зависит от модели мотоцикла: если это "Минск" или "Восход", "крутить" надо "на все деньги". У более мощных "Яв" и "Ижей" достаточно использовать только часть скоростного диапазона.
Мотоциклист "поймал угол".
Следующее действие -- резко отпускайте рычаг сцепления. В этот момент переднее колесо начинает подниматься. Теперь главное -- не растеряться и вовремя начать закрывать "газ", иначе аппарат перевернется и уедет из-под вас. В таком положении бывает трудно, а порой невозможно сбросить "газ": ведь чтобы это сделать, ручку нужно повернуть вперед, превозмогая силы инерции и веса водителя. Нередко складывается картина, когда горе-козлист болтается сзади мотоцикла, как флаг, а затем оба шмякаются на асфальт. Поэтому, повторяю, очень важно суметь вовремя закрыть "газ". Если же почувствуете, что мотоцикл выходит из-под контроля, начинает переворачиваться, заваливается набок или едет в сторону, немедленно нажмите на задний тормоз. Это "лекарство" помогает сразу, в то время как одного сброса "газа" бывает недостаточно.
Выйти "в угол" мешают глушители, но можно ехать и в таком положении.
Если "газ" сбросить слишком рано, невозможно будет "поймать угол" и проехать сколько-нибудь долго на заднем колесе. Выражение "поймать угол" означает, что мотоцикл и водитель находятся в таком положении, когда результирующая сил веса и инерции, проведенная из центра тяжести системы, проходит через точку контакта заднего колеса с дорогой. Такое положение довольно устойчиво, и искусные водители могут проехать довольно далеко, изменяя скорость и переключая передачи (согласно "Книги рекордов Гиннесса" японец Я. Кудо проехал без остановки 331 километр!). Как "поймать угол", рассказать невозможно -- это нужно почувствовать самому, к тому же у каждого мотоцикла есть свои особенности. Впрочем, не на всех мотоциклах возможно "поймать угол" из-за выступающего глушителя. Хорошо, когда трубы две (на "Явах", "Иж-Юпитерах", старых "Восходах") -- мотоцикл может ехать, опираясь на них. На однотрубных моделях ("Совы", "Иж-Планеты") -- учтите это! -- после касания асфальта трубой аппарат заваливает вбок. На эндуро и спортбайках "козлению" препятствует разве что касание дороги задним фонарем...
Подводя итог, скажу, что если у кого не получается "козление" или просто жалко мотоцикл, не расстраивайтесь! В конце концов, это только показуха, а для безопасной и техничной езды гораздо полезнее тренировать равновесие или другие спортивные навыки. Но поговорим о них мы уже в следующий раз.
Статья из журнала "Мото"