Электрооборудование -правильный диагноз залог эффективного лечения
Езда «на аккумуляторе» сродни русской рулетке: никогда не знаешь, в какой момент мотоцикл «умрет». Чтобы не брать грех на душу, давайте составим краткий алгоритм поиска неисправностей и их устранения.
Перво-наперво убедитесь в том, что аккумулятор в рабочем состоянии. Проверьте плотность электролита с помощью ареометра (если тип аккумулятора позволяет) и при необходимости долейте дистиллированной воды. После этого батарею можно заряжать - зарядите «под завязку» (лучше воспользоваться автоматическим зарядным устройством). Или по-другому: установите на свой мотоцикл заведомо исправный аккумулятор (лучше новый), измерьте напряжение на клеммах при включенном зажигании, но заглушённом двигателе и отключенных потребителях (фара, стоп-сигнал и т.п.). Если мотоцикл инжекторный, то дождитесь, когда выключится бензонасос (легко определяется на слух). «Напруга» должна быть в пределе 12,4-12,9 В. После запуска мотора возникнет такая зависимость величин: при 2500 об/мин - более 13 В, при 5000 об/мин - менее 14,8 В (рис. 1).
Если показатели сильно отличаются от приведенных здесь, измерьте падение напряжения между аккумулятором и реле-регулятором на холостых оборотах. Между «плюсом» аккумулятора и «плюсом» реле оно должно быть менее 0,2 В, между «минусом» аккумулятора и «минусом» реле - также менее 0,2 В (рис. 2). Если величины совсем другого порядка, почистите и подожмите клеммы, обработайте их водоотталкивающим спреем. Если нет- продолжите поиск.
Измерьте сопротивление между фазными выводами обмоток генератора (как правило, от генератора идет жгут из трех проводов с изоляцией одинакового цвета, хотя не редкость - и четыре, но нас интересуют лишь те три, что одного цвета - это и есть фазные выводы обмоток), выключив зажигание и отключив реле-регулятор. Норма сопротивления между обмотками -0,1-2 Ома (обычно - 0,2 Ом, но главное, чтобы оно было одинаковым на всех трех). Тестер тут нужен высокоомный и желательно цифровой; между фазами и массой -«бесконечность» (рис. 3-4).
Если тестер покажет другое значение, внимательно осмотрите жгут проводов, идущий из генератора на реле-регулятор. Частенько бывает так, что за годы эксплуатации один-два проводка нет-нет да и «коротнут» на массу - «задубевшая», растрескавшаяся изоляция уже «не держит». Если видимых повреждений нет, а пробой на массу остается, тут уж ничего не поделаешь - статор генератора нужно менять или перематывать (на многих электротехнических заводах за такую работу берутся довольно охотно, и по деньгам выходит раз в пять дешевле новой «энергостанции»). Если все в порядке, проверяйте дальше.
Заведите мотоцикл и, не подключая реле-регулятор, измерьте напряжение с обмоток генератора на холостом ходу: попарно между выводами обмоток должно быть примерно 50 В. Если значение другое, но одинаково на всех обмотках, не беда -
главное, чтобы оно было одинаковым между всеми фазными выводами (рис. 5).
Если сопротивления и напряжения «скачут», - генератор требует замены. Если в норме, остается один возможный виновник неисправности - реле-регулятор. Без его схемы тестером в режиме проверки диодов можно проверить только диодный мост на входе в реле между плюсовым выходом и выходами на обмотки генератора:
1. Красный щуп тестера - к плюсовому выходу реле (в 90% случаев это толстый красный провод), черный щуп - к каждому из трех выходов на генератор: падение напряжения должно быть одинаковым во всех трех случаях и не должно превышать 1,5 В для каждого из трех измерений;
2. Черный щуп - к плюсовому контакту, красный - к каждому из выходов на генератор: норма падения напряжения - пример но 0,5 В для каждого из трех измерений; Черный щуп - к минусовому контакту (толстый черный или черный с красной полосой провод, если его нет - к корпусу реле), красный щуп - к каждому из выходов на генератор: норма падения - около 0,5 В для каждого из трех измерений.
Если значения сильно отличаются от указанных, меняйте реле-регулятор: на современных японских мотоциклах это одна из самых ненадежных деталей. И не скупитесь -«зарядите» мотоцикл «родным» новым реле. А если выберете «бэушное», купленное на разборке, держите заряженным хотя бы мобильник - чтобы вызвать эвакуатор.