Аннотация: В силу привычки своего характера я частенько замечаю некоторые вещи, на которые другие люди просто не обращают внимания. В данной статейке я хотел бы просветить начинающих мотоюзеров об опасностях, которые могут свалиться на ваше тело и любимого коника в процессе перемещения по городу. Т.к. я перемещаюсь в г.Москва и окрестностях, то именно этот мегаполис используется как пример. Однако жители других крупных городов наверняка найдут знакомые элементы вождения.
Как обычно, я предостерегаю от прочтения корифеев, ибо они вряд ли найдут что-нибудь стоящее для себя, а время-то потрачено…
Данный материал почёрпнут из личного опыта (прежде всего), чтения конференций, личного общения.
Также не стоит принимать этот опус как программу к действию. Это просто изложение мыслей и не более того. Я готов принять критику как отдельных пунктов, так и в целом. Также неплохо бы принять дополнения.
Немного о себе: Сам я катаюсь четвёртый сезон. Первый сезон был потрачен на освоение элементов управления мотоцикла (Suzuki GSF250 Bandit) и открытия категории «А». Перед этим я отъездил на машине около 4-х лет. Польза от этого опыта только одна: знание ПДД и опыт их применения… ну и ориентация в потоке движения. Для практического управления мотоциклом, как понимаете, ноль. В том сезоне успел метнуться под Рязань.
Этот Бандит для начинающего в принципе неплох, но действительно на сезон. По городу на нём ездить можно, но малая кубатура заставляет активно работать КПП и газом. Просто дикий расход бензина (от 7 до 10 литров) заставил задуматься.
Перед вторым сезоном был приобретён Kawasaki 1000 GTR, который до сих пор у меня. Брал его под конкретную задачу – поездка на озеро Байкал. Этот тяжёлый мотоцикл туристического класса великолепно ведёт себя на трассе, однако в городе его назвать удобным напряжно. Из-за больших размеров (98 см от зеркала до зеркала) тяжко прорываться по пробкам. Зато запас мощности позволяет пульнуть со светофора… до следующей автотолпы.
Третий сезон прошёл впустую. Подготовка к свадьбе отняла всё время. После оставалось только заниматься шаманством с внешним видом и редко выкатываться.
И вот сейчас, когда более-менее всё устаканилось, я наконец-то начал активно (ежедневно) перемещаться на двух колёсах. И тем не менее, я себя считаю полным моточайником. ИМХО из этой категории можно перейти в следующую (просто водитель, а не профи) только после 6-7 лет покатушек и 100,000 км, намотанных на одометре. Тот, кто на третий месяц езды считает, что жизнь прошла мимо, ибо он мог бы в лёгкую уделывать Валентино Росси и зарабатывать кучу денег… пусть так и думает дальше.
Для тех, кто ещё не затарился мотоциклом…
Задумайтесь!!! Не стоит принимать скоропалительных решений! Вероятно, Вы увидели в клипе красивые спорты и круизёры, или в жаркое время суток, когда Вы стояли в пробке на машине без кондиционера, а мимо Вас пронёсся кто-то на моцике… И вот Вы сами загорелись идеей, начали по Интернету искать информацию и наткнулись на мою статейку. Ещё раз предупреждаю – ЗА-ДУ-МАЙ-ТЕСЬ!!! Ведь весь этот внешний блеск и красота скрывают множество проблем и напрягов. Я вот приведу только некоторые моменты, которые Вас, возможно, остановят:
1. Дорогое удовольствие
2. Травмоопасно
3. Нужна защита тела
4. Мотоциклы угоняют
5. В жару-жарко, а в холод – холодно.
Раскрыть эти пункты я постараюсь ниже.
И вообще, при должном мастерстве и умении на машине можно тоже быстро ездить. Быстро не в смысле максималка на пустом участке, а средняя скорость.
Какой моцик лучше всего для города и вообще для новичка?
Не так давно в конфе были дебаты на эту тему. Вносилось предложение, что круче всех лёгкий эндуро, с мотором кубиков 600. Можно скакать по бордюрам, газонам, тротуарам. Моё мнение по данному вопросу такое: самая короткая дорога – которую знаешь, а лучший мотоцикл, который удобней. Ведь все люди разные. Для начинающего ездюка неплох среднекубатурный дорожник с минимумом пластика. Падения (а они будут) коцают пластик конкретно. И внешнее состояние (трещины, царапины и т.д) режут, как серпом по яйц@м . Ведь хочется, чтобы моцик был красивым, а тут такое… Далее идут затраты на ремонт (а оно Вам надо?).
Из опыта своих падений скажу следующее: на Бандите у меня страдали только зеркала. Стойки креплений отлетали только в путь. Я их успешно самолично заваривал электросваркой. Появлялись ещё незначительные царапины на крышках мотора, но на это я не обращал внимания. После того, как я навернулся на Каве, у меня покоцалась вся морда и ремонт встал в 300$ (и то, это подешёвке).
Вообще, выбор мотоцикла – весьма тонкий вопрос. Когда у меня спрашивают, какой же купить моц, то я спрашиваю о стиле вождения. Хочется пулять – бери спорт. Хочется ездить степенно, вальяжно – круизёр самое то. Предпочитающим обычную езду с ровной посадкой, с короткими (и не очень) прострелами – дорожник будет в тему. Ну а если ступеньки не должны быть преградой, а грязь – это счастье, тогда эндуро. Естесственно существует масса моделей, которые сочетают в себе несколько стилей, так сказать многоцелевые. Да и моё категоричное разделение по стилям не совсем верно, и на чоппере можно пулять, и в грязи валяться, только вопрос сразу возникает: а надо ли?
Про защиту
Про это сказано уже столько, что мне повторяться даже неохота. Однако выскажу свои соображения. Она должна быть, и точка. Переубедить меня в обратном – просто нереально. На машине я езжу ВСЕГДА пристёгнутым. То же самое на моце. В полной защите всегда. Что, по сути, даёт защита? Существует некая грань, при которой мотоциклист получает травмы, или хуже того, гибнет. Так вот, защита эту грань отодвигает, но недалеко. Причём, если вести разговор о защите, то только о полной. Я к сожалению, не могу похвастать тем, что купил всё и сразу. Сначала купил шлем, потом костюм и дождевик, позже перчатки, и в конце черепаху. К своему стыду, ещё не приобретены мотоботы. Езжу в армейских ботинках и обещаю исправиться. Всех хочу предупредить, что в защите ездить безопаснее, однако не шибко комфортно. В жару очень хочется скинуть все эти доспехи и насладиться ветерком. Лично я чувствую себя комфортно относительно температуры, если за бортом около +15 и солнышко за тучками. Дело в том, что у моего мотоцикла прямо-таки автомобильная ветрозащита. В случае дождя или прохладной погоды это даёт большой плюс, а вот когда жарко – обдува не хватат, даже когда я ездил просто в черепахе с рубашкой поверх. Как-то в жару после дождичка я попал в конкретную пробищу, и на мне был дождевик. В общем, пока я в ней колупался, пока выбирался… я был сухой снаружи, зато мокрый внутри. Вечером до этого я взвешивался на весах. Ради интереса впрыгнул и сейчас. Сбросил 2 кг(!) всего за день, а точнее, за вечер! Девчонки, кто мечтает исправить фигурку – айда в жару катацца по пробкам! Никакие шейпинги и тренажёрные залы с бассейнами не нужны!
Цены на защиту разнятся настолько, что их нет смысла приводить. Есть некий минимум (в $) от которого есть смысл отталкиваться:
Шлем – от 130
Черепаха – от 150
Мотокостюм – от 300
Перчатки – от 50
Мотоботы – от 100
При этом крайне неправильно рассчитывать на авось или вообще думать, что это всё (или по отдельности) Вам не пригодится. Асфальт – он твёрдый, да и прочие предметы на дороге подушками не обвязаны. Некоторые думают: а нафига мне все эти прибамбасы, если я буду ездить потихоньку!? А потихоньку это как? 10-20 км/ч? Для примера вспомните ощущения, когда Вы идёте пешком и ударяетесь головой об какой-нибудь твёрдый предмет (например, открытую дверцу антресоли). Ну как? Больно? Так это произошло столкновение со скоростью 5 км/ ч (или около того). А теперь вспомним физику средней школы. Кинетическая энергия F=(mV2)/2. Т.е. при той же массе, но скорости, скажем, 50 км/ч Вам будет не в 10 раз больнее, а приблизительно в сто. Вот так-то. Надеюсь, я Вас убедил, что здоровье дороже, чем дешёвые понты.
Про страхование
Сейчас уже невозможно зарегистрировать ТС или пройти техосмотр, пока у Вас не будет обязательной страховки гражданской ответственности. Дело это хорошее, но вот реализация…;( Практически, как и всё в нашей великой и необъятной.
Надеяться на авось – глупо. В принципе, деньги небольшие, зато в случае Вашей вины, после некоторых мытарств будете свободны от выплат пострадавшему. Я сам не застрахован (пока), но собираюсь обязательно. Тем более, штраф 800 рублей – не так уж и мало .
С чего начать?
Ну вот, предполагается, что Вы уже купили моц, и он, сверкающий, стоит в гараже. Заводить вы его научились. А вот тронуться и проехаться – страшно. В лучшем случае, последний опыт эксплуатации моца – это отечественный мотопром в деревне лет эдак 10 назад. С тех пор остались воспоминания о расположении органов управления и что первая передача вниз, а остальные вверх. Ну что ж… начинать-то надо.
Прежде всего – надо усвоить одно немаловажное правило: перед пуском двигателя обязательно сделать беглый осмотр. Тут всё просто: осмотреть уровни жидкостей (масло, тормоз передний-задний, сцепление) и посмотреть, нет ли потёков на вилке, а также луж жидкостей под моцем. Потёкшая передняя вилка – это мина замедленного действия, которая встречается очень часто. Многие не догоняют опасности, которая представляет собой эта, в общем-то, пустяковая неисправность. В один прекрасный момент Вы можете потерять сцепление с дорогой и, естесственно, это произойдёт в повороте. Ремонт (замена сальников и масла) – настолько прост, что даже скучно. Единственное, что напрягает, так это наличие спецключа для некоторых моделей и оправки для установки сальника. Лично я пользовался подручными средствами.
Вообще, техническое состояние мотоцикла должно быть всегда на пять баллов. Вы можете украшать его всякими рюшечками, но если в нём при этом что-то стучит-гремит-течёт, то Вы не туда тратите свои силы и средства. Ну да ладно, будем считать, что с коником всё хорошо, приступим к тренировкам.
Если есть центральная подножка – замечательно! Можно устроить отличный симулятор. Поставьте моцик на эту самую подножку, и усядьтесь на него, поставив ноги на подножки. При этом переднее колесо должно стоять на земле, а заднее свободно висеть в воздухе. Советую для начала разобраться со всеми кнопочками-переключателями на руле. Уж чего не должно быть во время будущего движения, так это отвлечения Вашего внимания на включение например, поворотника. Вы это должны делать чётко и не таращась на руль.
После чего заводим моц, выжимаем сцепление, включаем передачу, и с плавным отпуском сцепления добавляем газку. Заднее колесо должно завращаться в свободном полёте. Советую заметить момент схватывания сцепления, однако не следует забывать, что при реальном трогании он будет несколько позже, т.к. нагрузка на диски сцепления больше. Можно потренироваться в переключении передач, и при этом не следует забывать, что в выхлопных газах есть очень вредная составляющая – СО. Более того, она в каких-то концентрациях просто смертельна. Поэтому, если Вы тренируетесь таким образом в гараже, не забывайте о вентиляции. Научиться трогаться это одно, а вот грамотно затормозить – это совсем другое. Вы должны отработать движение: сброс газа – тормоз. Для этого моцик заводить не обязательно, просто потренируйтесь и доведите это движение до автоматизма.
Должен наступить момент, когда такие «виртуальные покатушки» Вас достали, и Вам очень хочется насладиться радостью полёта. Чтобы эта радость не была омрачена (я читал про снесённые соседские (!) ворота и убитые почти в хлам мотоциклы) выберите прямой участок дороги и как можно длиннее. Обычно, если начинающий водила даёт много газу, потом он просто впадает в ступор и не может ничего сделать. Просто несётся с ошалелыми глазами, пока не навёрнётся или не встретит препятствие. Через какое-то время его сознание догоняет голову, и вот здесь Вам может помочь отработанное движение сброс газа–тормоз. А длинный прямой участок даст фору по времени. Не советую кочегарить до упора всего участка дороги. Тронулись, проехали пару метров – остановились. Теперь уже в реалиях понять, как ведёт себя сцепление, газ, тормоз. Пару часов таких тренировок – и Вы будете чувствовать себя увереннее.
На всякий случай расскажу свою историю первой поездки. Дело было около 12 лет назад, в деревне у друга была Ява 350-634. И вот, я его упросил таки прокатиться. Он уселся сзади, и говорит: «Ну давай, как я тебе рассказывал: сцепление, скорость, отпускаешь плавненько, добавляешь газку потихоньку». Ну я всё так и сделал, вот только моц остался стоять на месте. Я ему кричу через плечо: «В чем дело?» А он мне в ответ: «Ногу-то с рычага передач убери!!!» Дело в том, что на Явах был некий полуавтомат, т.е. нажатый до упора рычаг КПП являлся по сути выжатым сцеплением. Ну вот я этот рычаг и держал, при этом газу открутил прилично. После его фразы я резко убираю ногу с этого рычага. В следующее мгновение я увидел, как переднее крыло закрыло собой стоящее в зените солнце Как у меня хватило ума сбросить газ, не знаю… Однако всё обошлось. Колёсико приземлилось обратно, мы даже не навернулись, я переключился на вторую, третью… После этого мой друг вышел из ступора и велел мне остановиться. Больше прокатиться он мне не давал…
Выезд на улицу
Всё, навыки получены, считается, что у Вас всё в порядке с документами, да и правила знаете. Пора выезжать на «реальную» дорогу. Крайне не рекомендую для этого центр города, да ещё в пятницу вечером. Для обучения лучше всего выбирать спокойное время. Например, раннее воскресное утро – самое то, что надо. Машин мало, людей тоже. Только вот хочу предостеречь, что холодный асфальт – это совсем не то, что прогретый. А с утра он, как правило, таким и бывает. Выбор проезжей части – на ваш вкус, но: лучше недалеко от дома, дорога должна быть широкой, с просматриваемыми обочинами, с максимумом дорожной обстановки (светофоры, перекрёстки и т.д.). Конечно, это не должна быть взлётная полоса заброшенного аэродрома. Всё-таки Вам надо учиться езде в городе, а не драг-рейсингу. Погодку тоже не мешает подождать. Ясное дело, уметь надо и в дождь и в солнышко, но первые шаги лучше делать по полу, а не по стене и уж тем более не по потолку . И потихонечку, не торопясь наматывайте моточасы. Помните, научиться ездить медленно (5-10 км/ч) не намного легче, чем очень быстро. Всё приходит с опытом. Любой манёвр должен исполняться командой спинного мозга, т.е. рефлекторно. Вы не должны думать о том, что вот сейчас я выжму сцепление, потом щёлкну передачку. Так происходит в самом начале. Это то же самое, что если бы Вы во время ходьбы пешком Ваш мозг был занят мыслями: сейчас левую вперёд, а теперь правую. Представляете, куда бы Вы пришли?
Поделюсь опытом своей первой поездки на Бандите. Погода была просто финиш: декабрь месяц, но оттепель, а на дороге снежная каша. Желание было настолько велико, что всякие меры предосторожности были забыты. Выкатил на дорогу, поехал. Приближается поворот. Хорошо, что я перед ним сильно сбросил скорость. В повороте я пытался повернуть рулём, как на машине. А он не поворачивается!!! Поворот был правый, поэтому меня вынесло на встречняк. Просто чудо, что в тот момент никого там не было. Кое-как вернувшись обратно на свою полосу, я начал на ходу вспоминать, как же надо поворачивать. Вспомнились мото Гран-при… А-а-а-а! Надо ж наклонять!!! Не торопясь уже, подгребаю к следующему. Вот оно! Получилось! Всё, пора обратно… Ждать весны, хорошей погоды. И по сухому асфальту уже учиться (3 раза).
Это я привёл пример, как делать нельзя. В моём случае всё закончилось благополучно, потому что я не осознавал, что делаю, т.е. не догонял всей опасности ситуации, да и дуракам везёт . В дальнейшем я осваивал управление мотоциклом почти так, как описал выше.
После поездок, желательно продолжительных, просканируйте себя. Если Ваше тело просто ломит от усталости, а руки начало сводить уже через некоторое время, значит Вы сильно напрягаетесь, а это неправильно. Ежу понятно, что после того, как Вы проедете по городу около 300 км за день, вряд ли можно быть бодрым и весёлым . Однако, если менее продолжительные поездки напрягают физически – учитесь расслабляться физически за рулём. Именно физически, т.е. Вы не должны вцепляться в руль, точно в штангу за 200 кг перед рывком. А вот морально надо быть в постоянном напряге. Езда на мотоцикле по городу – это не шутки, опасность прямо-таки ждёт, когда Вы будете щёлкать клювом.
Покатушки по городу
И вот, Вы собрались ехать куда-нибудь (на работу, учёбу, просто так и т.д. и т.п.). Чем же городской цикл езды отличается от просёлочной дороги? Конечно, ответ лежит на поверхности: многополосное и насыщенное движение, а во всём остальном – почти также. Однако это звучит коротко, а вот таит в себе кучу опасностей и неприятностей. В городе надо часто перестраиваться. При интенсивном потоке можно запросто не заметить приближающееся ТС.
Про зеркала
Так вот: ещё один рефлекс, который Вы должны у себя выработать – перед КАЖДЫМ МАНЁВРОМ посмотреть в зеркало заднего вида!!! При этом неважно, смещаетесь ли Вы в своей полосе или разворачиваетесь на проспекте через все полосы и всего пару секунд назад Вы смотрели в зеркало, и там никого не было. Короткий взгляд – и только после это манёвр. Естесственно, у большинства мотоциклов зеркала оставляют желать лучшего. Половину обзора закрывают собственные плечи, во второй некоторый сектор, не дающий полной и ясной картины. Мне в этом плане легче. Мои сферические «лопухи» дают настолько шикарный обзор, что я не напрягаюсь этим моментом. Но даже у меня бывают моменты, когда я не до конца уверен, всё ли я увидел. Что тут можно посоветовать:
1. Вращайте дополнительно головой. Это не совсем удобно, потому что занимает больше времени, да и более опасно для начинающего, т.к. с поворотом головы Вы теряете ориентировку и моц может потянуть в каком-то направлении.
2. При перестроении не надо резко «прыгать» в соседний ряд. Вначале займите крайнее положение своей полосы, а потом неторопясь переползите в соседнюю полосу, но тоже в крайнее, ближнее к Вам положение. У меня был прецендент в этом сезоне на Кремлёвской набережной. Совершая манёвр описанным выше способом, я избежал въезда мне в зад «девятки», которая просто с бибиканьем пролетела рядом, ибо я ей оставил пространство для этого.
Также не советую очень долго таращиться в зеркала. Ситуация перед Вами может круто измениться и, естесственно, это произойдёт, когда Вы отвлечены созерцанием того, что происходит сзади.
Через некоторое время Вы начнёте ездить быстрее потока. Вот тут новички допускают, как правило, первую тактическую ошибку: начинают считать, что они самые быстрые и поэтому нафига смотреть взад, если я быстрее всех?!?
Хоть количество мотоциклистов стремительно растёт, всё-таки мы не в Италии или Японии… Зачастую встретишь одного-другого на встречном направлении, махнёшь им рукой, да и всё. А вот не стоит забывать, что бывают такие, которые могут ездить в потоке значительно быстрее Вас. И Вы, совершая очередной «слепой» манёвр, можете запросто пересечь траекторию брата-мотоциклиста. Также не следует забывать про быстрые авто. Этих конечно, тоже немного, но бывают. Как-то на МКАДе видел картину: две чёрных машинки, мерс и бимер, влёгкую меня обошли (да я и не торопился) и пошуршали дальше. Поток был средней плотности, поэтому шныряли они весьма резво. Далее дорога шла на подъём, и их было хорошо видно. Мне напомнило фрагмент фильма «Такси», где распальцованное Рено-406 бодалось с двумя мерсами по городу. Только вот эти реальные ребята хоть шли жёстко и резко, но тем не менее аккуратно. Весьма профессионально, на мой дилетантский взгляд, и красиво.
Напоследок от себя замечу: когда я вначале ездил с той самой ошибкой, и меня обогнал мотоциклист на Хонде, я аж вздрогнул от неожиданности. Так что, глядите в оба… зеркала!
Про поворотники
Убедительная просьба: пользуйте поворотники!!! Эти девайсы придумали не для красоты (хотя мой полугодовалый малыш мог бы на них смотреть часами . Включая поворотник, Вы сообщаете остальным участникам движения, что собираетесь сделать! Ведь мы не телепаты, а тут вроде как уже какая-то ясность наступает. Сознаюсь честно, я сам грешу тем, что забываю торкнуть данную кнопочку. Но это происходит в тех случаях, когда просто не до этого. А так – ничего сложного: щёлк и красиво
Про разметку, покрытие, трамвайные пути
Разметка на дороге – облегчает жизнь. Благодаря ей хаотичное движение выстраивается в более-менее стройные ряды. Но вот засада – если она пластиковая, то скользкая, как лёд. Если по ней просто ехать, то ещё ничего, а вот если попытаться затормозить, то не удивляйтесь, что на юз колёса сорвутся гораздо раньше. Ну а если она мокрая – то вообще берегись! У меня были случаи, когда я, стоя на пешеходной зебре (нехорошо конечно, а что делать?), не мог тронуться с места, пробуксовочка душевная получилась.
Владельцам лёгких мотоциклов рекомендую избегать продольных трещин в асфальте. Это как бы не смертельно, но, попадая на них, начинается некоторая колбасня, которая может запросто напугать. А вот что происходит с перепуганным моточайником на дороге? Да всё, что угодно. Это может стать одной из составляющей беды.
То же самое относится к колейности (продольные вмятины на асфальте от колёс). В зависимости от глубины, на них колбасит всех. И манёвры совершать напряжно. Такие штуки можно встретить на МКАДе в левой полосе на некоторых участках. Я так понимаю, их за зиму машины шипами наковыряли.
Особый смак доставляет «сгрызенный» специальной машиной асфальт. К общей неровности покрытия добавляется наличие мелких камушков. Езда по ним добавляет адреналину, ибо колбасня только возрастает, да и отлетающие от других машин камни барабанят по шлему весьма весело.
К трамвайным путям, равно как и к ж/д переездам надо относиться весьма осторожно. Рекомендую их пересекать как можно под более тупым углом, а лучше всего, под прямым. При этом лучше всего проезжать их на ровном газу. Это не всегда получается, т.к. покрытие дороги в этих местах часто напоминает поле боя. Последнее время промежутки между путями стали заделывать резиновыми панелями. А вот когда они (пути и резиновые панели) мокрые… начинается развлекуха! Мокрая отполированная сталь и резина колеса просто несовместимы, а также мокрые резиновые покрытия. Незабываем ж/д переезд под Слюдянкой (это в районе оз. Байкал). Дорога пересекала пути под весьма острым углом. Моросил противный дождик. База мотоцикла точно совпала с расстоянием между рельсами под углом, с которым я проезжал. Моц как будто выпрыгнул из-под меня, завалившись на бок. Когда я его поднял, то переднее колесо провалилось между рельсом и полотном! И в этот момент затренькали светофоры и стали опускаться шлагбаумы. Ну просто праздник какой-то!
Про дождь
В принципе, я вскользь упоминал про влияние дождя на различные элементы. Теперь внесу общие замечания.
1. Когда дорога мокрая – она скользкая. Не так, как лёд, но и от сухой ей далеко. При наличии некоторого количества жидкости на асфальте возникает эффект аквапланирования. Дело в том, что жидкость практически несжимаема, и она не успевает полностью выплеснуться из-под колеса. В результате образуется водяной клин. А вот коэффициент сцепления воды и резины много ниже, чем резины и асфальта.
2. В дождь снижается температура и влажность на максимуме. Поэтому, если у Вас шлем-интеграл и одинарное стекло шлема, то оно при резком Вашем выдохе может запотеть. Лечится это легко – достаточно приотрыть маленько стекло, и всё сразу будет хорошо. Только не следует забывать, что этот «сквознячок» весьма опасен. Как-то после двухсуточной поездки под практически непрекращающимся дождём с приоткрытым забралом у меня заболела скула. Не сильно, но и неприятно. Застудил маненько, видать. Так что при выборе шлема обратите внимание на стекло. Двойное – круто!
3. Также потеют стёкла у автомобилистов. При этом большинство включают габариты и фары. Видимость падает. В следствие этих факторов Вы начинаете сливаться с потоком.
4. Резко растёт число аварий, из-за чего возникают пробки, там, где их не было никогда. И многие автомобилисты начинают хаотично метаться.
Если начался дождь, рекомендации следующие:
1. Одеть дождевой комбез. Нет ничего хорошего в том, что вы промокнете и задубеете. А дождевик спасает знатно.
2. Снизить темп движения и увеличить внимание.
3. Если Вы попали первый раз, то успокоиться, но при этом быть собранным. Нервничать и торопиться не следует. Это не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Главное – привыкнуть.
Про расположение на полосе
У многих возникает вопрос – где же лучше всего распологаться на полосе? На этот вопрос нет однозначного ответа. Лично я выбрал для себя единственную тактику: держаться за правым колесом впереди едущей машины. Могу объяснить почему:
1. Машины часто пропускают между колёс и открытые люки, и ямы, и прочие предметы. Если ехать по центру, то у Вас много меньше шансов увернуться от столкновения с оными препятствиями. Даже если впереди едущая машина на что-то наедет, то по её вибрациям можно заранее сориентироваться.
2. Если вдруг прощёлкали торможение и у Вас есть реальная возможность войти в зад, то при там раскладе есть маза уйти правее, между рядами.
3. Если ехать за левым колесом, то Вам придётся уходить влево. В том случае, если Вы в крайнем левом ряду, это уже может оказаться встречная полоса или ограждение.
Конечно, располагаясь не по центру, всегда найдётся умник, который захочет втиснуться к Вам сбоку. Это очень неприятно, но ничего не поделаешь… почти. Я в процессе движения сканирую сзади едущую машину. Как только предпринимается попытка, тут же смещаюсь к центру. Обычно одного раза хватает. Тем более, в общем потоке стараюсь не задерживаться, а двигаться быстрее, но об этом дальше.
Про езду между рядами
Что ж, несколько странно не пользоваться возможностями мотоцикла и ехать в общем потоке с автомобилями, а то и вовсе стоять с ними. Тогда зачем ездить на моце? Подвергать себя риску, париться, мерзнуть, мокнуть и в общем терпеть всяческие лишения и невзгоды?!? Нет уж, нафиг! При достаточном опыте и крепких нервах можно в лёгкую ехать тогда, когда все стоят. Когда это начинать – решать Вам самостоятельно, но то, что это более рискованно, я думаю, объяснять не надо.
Мне вот интересно, или полосы стали уже, или машины шире, или и то, и другое, но ездить между рядами стало труднее. Как-то узковато совсем. Но тем не менее поведаю некоторые моменты, на которые следует обратить внимание особо:
1. Когда едешь между рядами, попадаешь на разметку.
2. Тебя могут просто не заметить, т.к. чаще находишься в «мёртвых зонах» видимости.
3. Если все стоят, есть высокая вероятность того, что кто-то откроет дверь прямо перед Вами, или чинарик бросит, или плюнет.
4. Места для манёвра практически нет, поэтому еденственный шанс – торможение.
В свете этого могу посоветовать:
1. Не надо особо торопиться. Лететь под стольник в стоящей пробке конечно можно, но… я бы не советовал. Поэтому скорость лучше всего держать на 20 км/ч выше потока.
2. Если у Вас нет привычки держать пальцы на рычаге тормоза, то лучше эту привычку заиметь. По началу неудобно, но это даёт несколько десятых секунды от начала момента торможения. При этом помогает висящий палец над кнопкой сигнала. Заблаговременный звуковой сигнал может отпугнуть или, по крайней мере, привлечь внимание.
3. Умение маневрировать на малых скоростях должно быть отточено до блеска. Нет ничего хорошего в том, что Вы не можете плавно тронуться под углом, а вынуждены, чтобы объехать кого-то толкаться от асфальта ногами, как лох чилийский
4. Въезжая в пробку, лучше всего врубать дальний свет. Хотя я знаю, что многие его не выключают вовсе.
5. В принципе, люди делятся на две категории: те, которые завидуют, ненавидят и т.д. мотоциклистов, и те, которые уважают, восхищаются и т.п. Так вот, перемещаясь между рядами Вы прочувствуете и тех, и других в полной мере. У меня бывали моменты, когда передо мной едет машина с некоторым смещением по полосе так, что я проехать не могу. И даже после того, как меня заметил водила (мы с ним встретились взглядом через зеркало), он не сдвинулся ни на миллиметр, а когда стал замедляться, то сдвинулся ещё больше в мою сторону, чтобы я наверняка не проехал. А бывают другие: отодвинутся в сторонку, мол проезжай парень, ты всё равно быстрее.
6. Следите за моментом троганья толпы. У кого-то после манёвра колёса могут стоять косо, и пока не тронется, водила этого не заметит. В такой момент лучше слегка притормозить.
7. Часто поперёк пробки шныряют пешеходы. Это становится актуально по мере приближения к светофору. Некоторым в падлу пройти десяток шагов до зебры. Если между легковушками их заметно, то вынырнувший из-за «Газели» и прочих грузовиков пешеход может послужить причиной рисования звёздочки на бак
8. Часто на светофорах встречаются попрошайки, инвалиды, продавцы, рекламные распространители. Их видно издалека, т.к. они редко перемещаются между рядами, но если увидели одного, то будьте внимательны, часто их много.
Ну как, не стрёмно пока? Лично у меня количество адреналина в крови резко подскакивает, когда до зеркал легковушек какие-то сантиметры, а то и меньше. Зато какой кайф оказаться первым на светофоре и уйти в точку!
Про скорость
А с какой скоростью ехать? Ответа на этот вопрос тоже нет. При выборе скоростного режима я руководствуюсь следующими условиями:
1. Текущее состояние дорожной обстановки (плотность и скорость потока, погода, состояние дороги)
2. Личное состояние (усталость, напряжение, нервное состояние)
3. Состояние ТС, на котором еду.
Приоритетов нет, все эти пункты важны при выборе скоростного режима. Скажу честно, превышение скорости я для себя лично считаю не очень страшным. Однако только постигая науку управления мотоциклом, будьте осторожны! Эйфория от радости полёта может вскружить Вам голову. Помните, что свой уровень профессионализма Вы адекватно оценить не можете. Советую его оценивать по Вашему поведению в экстремальных ситуациях, а не по максималке на прямой. Т.е. после какой-нибудь ситуации, оцените свои действия как бы со стороны. Если Ваши действия не совсем были чёткими и уверенными, то рановато чувствовать себя профи.
Про обгоны
В принципе, если движение многополосное, то достаточно руководствоваться правилами перестроений, да не забывать в зеркала посматривать. Об этом я писал выше, неохота повторяться. Ну раз Вы обгоняете, то наверняка ускоряетесь. При этом следует не забывать смотреть вперёд.
Если Вы обгоняете с выездом на встречную полосу, и не успеваете обогнать все ТС, то следует не забывать, что Вы несётесь быстро, а впереди едущая машина, которую Вы не успели обогнать, едет медленно. Поэтому не забудьте рассчитать торможение, чтобы ныкнуться.
Про езду вообще
Если у Вас есть желание в первых поездках отжигать по городу, как Тринити в «Матрице 2», то мне останется только попрощаться с Вами. Спешка нужна только при ловле блох. Сначала надо освоиться, научиться чувствовать мотоцикл, плыть по потоку как рыба в воде. Нет ничего плохого в посещении специальных курсов вождения. Это стоит некислых денег, но вряд ли Вы пожалеете о них.
Просто лавина сообщений о погибших приходится именно на начало сезона. И ведь большинство из них только купили «японца», первый сезон на нём. Многие до этого ездили на совкоциклах, но это всё равно, что с велосипеда пересесть. Разница просто космическая. Шустрые японские мотики развращают в плане скорости, а вот справиться с управлением на высоких скоростях могут не всякие. Так что думайте…
Где же лучше всего располагаться в потоке? Однозначного ответа нет… хотя есть: смотри по обстановке. Я предпочитаю левый ряд или около него. Там по крайней мере скорость повыше. При этом не стоит забывать, что с левого ряда поворачивают налево, да и на разворот могут пойти. Поэтому в процессе движения смотри и перед собой и как можно дальше. Чем больше видишь, тем лучше. Естесственно, если в левых рядах становится стрёмно, то я сваливаю туда, где свободней.
Почему плохо ездить в правых рядах? Ничего плохого, только смотря с какой скоростью. Если стоит ряд припаркованных машин, причём поперёк движения, то кто-то может резко выскочить, а вот есть ли возможность его объехать – тут по ситуации. Не стоит забывать про псевдотаксёров, готовых метнуться за парой баксов через шесть полос движения. У них только одна мысль – успеть бы первым, а то ведь опередят, не дай бог! При этом останавливаются градусов так под 45, перекрывая почти две полосы. Уроды, в общем. Напряги возникают, если рядом с дорогой рынок и/или метро. Тут многие въезжают-выезжают, ищут место для парковки и т.д. Движение несколько несколько хаотичное. Лучше держаться подальше.
Многие задаются вопросом – а можно ли ездить по встречной полосе? Да можно, конечно. Можно и под водой дышать, вот только захлебнёшься . Отставив в сторону момент нарушения ПДД (если это так), хочу заметить: я бы не советовал. Вряд ли можно найти более тяжёлое столкновение, чем лобовое (скорости-то складываются). Даже очень аккуратное объезжание пробки может принести немало хлопот. Например, кто-то, стоя в левом ряду, решил, что тут ему стоять тут не катит, и надо развернуться. А может, в этом месте действительно разворот, а Вы не в курсе. Да и мало ли чего может произойти. Если Вы в Москве, то даже в Вам в зад могут въехать;).
Есть интересное чувство у человека – интуиция. Это чувство ещё называют шестым. Оно толком не изучено, наверняка написано много научных трудов на эту тему. Что же это такое? И как применимо в водительской практике? Не вдаваясь в медицинские подробности, скажу коротко: это когда Вы начинаете действовать, когда ещё ничего опасного не произошло. Просто Вы почувствовали, что вот этот дядя сейчас перестроится прямо перед Вами, а скорость у Вас ого-го! Поэтому заранее уже пошли команды к конечностям, что надо сбрасывать газ, начинать тормозить и т.д. Само-собой, всё это происходит за мгновения до того как… но ведь порой именно мгновенья решают нашу судьбу. Считается, что интуиция у человека не развивается. А вот действия, которые Вы совершаете благодаря ей – это уж точно меняются с опытом вождения. Слушаться это чувство или нет – мне кажется не Вам решать. Такие вещи на подсознании происходят.
В самом начале своей мотожизни я решил, что езда «с коленочкой» - это не для меня. Думал, нафиг мне это нужно? Езжу степенно, да большую часть по городу, к чему напрягаться? Если уж чего – то приторможу. Во избежание поднятых бровей удивления – скажу сразу: в корне неправильное мышление. Если уж не «с коленочкой», то уметь круто закладывать моц надо уметь обязательно! Сразу начну со своего печального опыта, чтобы было понятно, к чему может привести отсутствие четких навыков прохождения поворотов. Дело было за Красноярском, на петлястой дорожке с хорошим асфальтом. Позади был целый день пути, устал уже. Когда я заметил поворот, то было очень поздно. Если бы я попал в эту же ситуацию сейчас, то просто заложил бы покруче, да плавно бы добавил газу. А тогда я с перепугу начал тормозить. Меня вынесло на обочину… и далее только оставалось материться (молиться не умею ).
Поэтому настоятельно рекомендую прочитать книгу Кита Кода Чандлера «Twist of the Wrist». Понятное дело, она написана для гоночного стиля вождения, но основные истины актуальны и для простых покатушек. Но есть моменты, на которые я хотел бы обратить Ваше внимание. Первая истина при прохождении поворотов – плавно добавлять газ на протяжении всего поворота. Так вот, есть как минимум два случая, когда в реалиях я бы не рекомендовал этого делать:
1. Если перед Вами едет машина и у Вас нет возможности её обогнать, то имейте ввиду, что автомобилисты эту книгу не читали и газу в повороте добавлять не будут. Поэтому, чтобы не войти ей в зад, лучше всего оставаться на ровном газу.
2. Проезжая по клеверному листу, тоже не советовал бы, особенно, если Вы идёте на мост. При этом полной видимости дороги, на которую выезжаете – нет по определению. А вылетать на хорошей скоростухе туда, где Вы должны уступать – нехорошо.
Умение резко закладывать мотоцикл может пригодится на абсолютно ровной дороге. Например, чтобы объехать внезапно возникшее препятствие. Рулём-то крутнуть не получится! А влетать в открытый люк или налетать на бревно – не кайфово! Так что, ребята и девчата, постигайте теорию и вперёд на трек или на петлястые дорожки. Учиться никогда не поздно.
Когда я возвращаюсь с работы на дачу, то есть один чудный левый поворотик… градусов так в 90, если не больше. Он находится в Некрасовке, прямо перед Люберецкой станцией аэрации. Как мне нравицца на нём обходить машины по внутреннему радиусу! Вот бы заснять это дело, небось красиво смотрится! До осознания теории прохождения поворотов я бы такого себе позволить не смог даже в кошмарных снах. А теперь – запросто!
Заключение
Что-то надо сказать напоследок. Спасибо, что хоть дочитали (пролистали) до этого места. Вроде бы выдал по-максимуму, всё что знал. Прошу прощения за не совсем литературное изложение, да и за арфаграфичские ашипки… академиев не кончали;).
Кто-то наверняка подумает: «Вот блин, наплодил тут теории! Я например, сел – и поехал!». Ну что ж… и такое бывает. Причём в большинстве случаев именно всё так и происходит. Потому как теоретического материала на эту тему катастрофически не хватает, а тот, который есть – не читается. Ну что ж, буду заполнять пробелы .
В процессе изложения я старался приводить примеры, чтобы Вам не казалось всё это каким-то бредом.
Буду просто несказанно рад, если затраченные мною силы и время хоть кому-то, пусть в малой доле, но помогут.
Удачи на дороге!
С уважением, Матроскин...
...фамилия такой...
2003 год
matroskin_cat@mail.ru
с 3,14зжено с нета